Грудничковое плавание: показания и противопоказания

Показания к грудничковому плаванию

Плавание с рождения показано всем детям за очень-очень редкими исключениями. Но есть группа медицинских показаний, при которых занятия с детьми в воде крайне важны. Ниже указаны основные из них. За личной консультацией обращайтесь к инструктору.

1. Гипертонус.

Теплая вода, медленный темп движений способствуют расслаблению мышц – то, что необходимо при гипертонусе у ребенка. Часто дети, активные на суше, как будто замирают в воде и прислушиваются к своим ощущениям. Основная цель занятий – добиться максимального расслабления, растяжки мышц в воде.

2. Гипотонус.

При гипотонусе цель водных занятий – активизировать, привести в тонус организм ребенка. Дать ему возможность “включиться” в работу при помощи воздействия более прохладной воды, быстрых, энергичных, разносторонних движений и нырков.

3. Малый вес (меньше 2,5 кг).

Для новорожденных детей движение – это практически единственный путь развития, как физического, так и умственного. Дети с малым весом особо нуждаются в движении. Разумеется, с дозированной нагрузкой. Короткие, пятиминутные занятия несколько раз в день дают колоссальные результаты. Малыши крепнут на глазах. Занятия в воде стимулируют их к физической активности, включаются внутренние резервы организма, повышается аппетит, ребенок закаляется, что способствуют скорейшей адаптации и дальнейшему развитию.

4. «Кесарята».

Дети, рожденные посредством кесарева сечения (к этой категории могут относиться и малыши с малым весом), нуждаются в занятиях плаванием не меньше и не больше, чем рожденные естественным способом. Есть разные точки зрения на предмет отличий в развитии таких деток. И, в частности, отмечают особое отношение «кесарят» к воде. Различия есть всегда. Способ рождения – это один из факторов, влияющих на дальнейшую судьбу человека, его взаимоотношения с миром, окружающей средой, в том числе. Но помимо этого, существует масса других составляющих – дальнейший опыт ребенка после рождения, родители, их отношение к миру, между собой, семейная модель, психологический фон, наконец. Как ребенок будет проживать контакт с водой в этом мире – результат стечения множества обстоятельств.

Одна из самых важных задач, которую способны помочь решить водные занятия детям после кесарева сечения, – это проживание того естественного опыта рождения, которого у него не было возможности пройти. Прохождение перинатальных матриц (по С. Грофу). Популярная теория имеет вполне доказательную базу, с точки зрения которой необходимо дать малышу шанс компенсировать и «отработать» процесс рождения, запустить те механизмы, которые не были запущены при рождении.

5. Дисплазия тазобедренных суставов.

Сами по себе занятия с новорожденными детьми в воде оказывают профилактическое действие на суставы и связки, которые получают мягкую, естественную тренировку в водной среде. В ситуации, когда имеется действительно дисплазия тазобедренных суставов, основная цель занятий в воде – стимуляция самостоятельных движений ребенком.

6. Вальгус, варус, плоскостопие.

Эти патологии разной степени тяжести, чаще всего, являются следствием слабости связочно-мышечного аппарата. А если смотреть глубже, первопричиной мышечной гипотонией профессор Ратнер А.Ю. в своей книге “Неврология новорожденных” называл натальную травму шейного отдела позвоночника у детей. За исключением явных клинических случаев, как правило, данные проблемы становятся очевидны, когда ребенок начинает ходить. Стопы формируются икро-ножными мышцами. Так как сами по себе мышцы стоп слабые, основная нагрузка приходится на мышцы икр. Когда ребенок встает на ножки, нагрузка на икры резко возрастает. Если мышцы слабые, происходят изменения в коленном суставе и неправильное формирование стоп. Однако, поставленный диагноз – не есть факт. Зачастую, диагноз ставится слишком рано.

Плавание очень полезно в качестве профилактики заболеваний опорно двигательного-аппарата, особенно если есть наследственная предрасположенность и можно отметить другие сопутствующие факторы, влияющие на физическое развитие ребенка. Плавать в данном случае нужно много и часто, уделяя особое внимание усилиям, которые совершает ребенок ногами – толчки, прыжки, работа ступнями, в том числе в ластах. Основная задача – укрепление связок и мышц естественным способом, при помощи собственных усилий ребенка. Пассивные способы коррекции (ортопедическая обувь, физиопроцедуры и пр.) сами по себе не дадут стабильного результата. Пока аппарат ребенка не заработает за счет собственных усилий, истинной коррекции не произойдет. Физически активное развитие дает развитие мышечной силы. Только за счет развития мышц можно компенсировать их слабость.

7. Кривошея.

Обычно различают кривошею как установочную залеженность (в утробе, при родах и пр.). И истинную кривошею, когда у ребенка диагностируются более глубокие изменения на уровне костей и мышц, которые не дают возможность свободно держать и поворачивать голову.

При установочной залеженности плавание – отличный способ коррекции. Основная задача: расслабить зажатые мышцы шеи. Упражнения с поддержками за шею с различными вариантами растяжения позволяют решить этот вопрос.

При истинной кривошее ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.

8. ДЦП.

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Симптомы ДЦП могут быть выявлены сразу после рождения ребенка, а могут проявляться постепенно. Многое зависит от степени тяжести заболевания и от образа жизни, который создают родители для ребенка с первых дней рождения. Нередки случаи постановки диагноза ДЦП в 3-4 года, то есть достаточно поздно.

Плавание – уникальный способ профилактики и коррекции ДЦП. Так как основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Ребенок не должен долго оставаться в статичном, однообразном положении, что как раз часто происходит в подобных случаях. Необходимо постоянное смена поз, сгибание и разгибание конечностей, чередование расслабления и напряжения для формирования нужных двигательных ощущений в мышцах. На занятиях в воде происходит активное стимулирование двигательных функций организма. Кроме того, дополнительным эффектом является сенсорное стимулирование – вода, как особая среда, дает возможность ощутить иные зрительные, тактильные, звуковые ощущения. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель.

В воде нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей, замедляется атрофия мышц. Гипоксические тренировки при нырянии оказывают неоценимый лечебный эффект для стимулирования развития клеток головного мозга.

Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. В этом случае плавание только в плюс.

Все те полезные факторы, которые приносит грудничковое плавание, особенно важны в период начального формирования активных движений ребенка с ДЦП.

Противопоказания для занятий грудничковым плаванием

Всем привет!
Я активно занимаюсь с ребенком грудничковым плаванием. Смотрю, что тут эта тема очень популярна и решила рассказать наш опыт. Мы занимаемся с рождения. Первые две недели привыкали к воде и купались в детской ванночке. Потом перешли в большую ванну и стали учиться плавать. Занимались по рекомендациям Комаровского и сайта Born to Swim. В год пошли в бассейн. ребенок прекрасно все перенес и плавает уже почти год в бассейне с удовольствием. Хочу отметить, что у нас были проблемы с сердечком и у нас была ограниченная нагрузка.

Поскольку тема тут популярна, хочу опубликовать статью про противопоказания с сайта Born to Swim| Рожденный плавать (http://borntoswim.ru/protivopokazaniya). Публикую с их разрешения. Будьте внимательны!

Очень важная, наверное, даже одна из самых важных статей на нашем сайте, обязательная к прочтению всем, кто задумывается о занятиях с малышом грудничковым плаванием вне зависимости то того, собираетесь ли вы посещать бассейн или планируете начать занятия в собственной ванне.

Сегодня занятия грудничковым плаванием становятся не просто полезным времяпровождением с малышом, но и массовым трендом. Несмотря на то, что грудничковое плавание очень полезно, как и в любом виде деятельности имеется ряд ограничений и противопоказаний. Перечень, представленный ниже не является всеобъемлющим и может расширяться бесконечно. Однако мы постарались обозначить основные и наиболее часто встречающиеся моменты.

Итак, категорически нельзя заниматься грудничковым плаванием, если имеют место: острые вирусные инфекции, ГРИПП;

повышенная температура (в том числе вызванная прорезыванием зубов);

заразные кожные заболевания;

расстройство желудочно-кишечного тракта;

неврологические проблемы (преимущественно те, при которых возможны судороги);

тяжелые врожденные пороки сердца;

ВАЖНО! В любом случае, для того, чтобы начать занятия грудничковым плаванием необходимо разрешение педиатра, который наблюдает ребенка длительное время и может предположить наличие скрытых патологий или направить на консультацию к узкому специалисту. Также ВСЕГДА, вне зависимости от места занятий — большая ванна или бассейн, родители ДОЛЖНЫ обращать внимание на состояние ребенка, следить за его самочувствием не только во время тренировки, но также до и после занятий.

Грудничковое плавание: за и против

Занятия плаванием с детьми грудного возраста уже далеко не является новостью для большинства родителей. Однако до сих пор многие относятся к нему очень настороженно. Ведь это так необычно – совсем меленький ребенок и вдруг спокойно ведет себя в воде, абсолютно не свойственной среде для жизни человека. Попробуем разобраться, являются ли водные занятия с малышами полезными или вредными. Стоит ли заниматься таким необычным для грудничка занятием?

Вспомним, что весь свой «исторический промежуток» беременности развивающийся малыш проводит в полости матки, окруженный со всех сторон амниотической жидкостью, которая выполняет ряд важных функций для его роста. Околоплодные воды служат естественной защитой младенца от воздействий внешней среды, а также принимают активное участие в обмене веществ.

Родившийся ребенок попадает на воздух как в чужеродную для него среду, вызывающую необходимость самостоятельного дыхания. А вот плавательные рефлексы остаются еще несколько недель. Поэтому с давних пор известно, что новорожденный ребенок прекрасно держится в воде, может плавать и правильно дышать при этом.

Этот факт не прошел незамеченным для некоторых родителей и врачей. Перед ними возник вопрос: а нельзя ли применять этот «феномен» с пользой для ребенка? Если продолжать заниматься с младенцем в воде, то плавательные рефлексы не угаснут. Более того, малыш будет неординарно развиваться, получать определенные необычные стимулы и укреплять здоровье. Ведь всем известно – вода уникальное средство лечения и профилактики болезней.

Энтузиасты этой идеи спонтанно возникали в разных местах, но популярности у метода не было. Разве что на экспериментаторов смотрели как на людей чудаковатых. Иногда их просто называли вредителями здоровья своих детей.

Чтобы увидеть, как детки могут плавать в обычной ванне и какое удовольствие доставляет им плавание, вам достаточно посмотреть данный видео-обзор:

Как все начиналось

В 60-х годах прошлого века инструктор-спасатель Чарковский в специально сконструированной емкости пытался выхаживать свою недоношенную дочь и добился потрясающих успехов. Его ребенок плавал как морское млекопитающее. В три месяца жизни по развитию девочка стала опережать детей ее возраста на физическом и интеллектуальном уровне. Через несколько месяцев дочь уже плавала в бассейне для взрослых, обладая прекрасным ночным видением, и могла погружаться на глубину несколько метров.

Заинтересованные люди стали приглашать Игоря Чарковского в родильные дома, в Дом Ребенка, где он проводил свою методику с недоношенными детьми в водоемах собственных конструкций. Результаты превзошли все ожидания. Способ был прост, безопасен и эффективен, но крайне необычен. Он шел вразрез с основными медицинскими доктринами того времени. Поэтому разрешения на внедрение повсеместной практики плавания детей грудного возраста получено не было. Метод был признан опасным.

Более прогрессивно развитие грудничкового плавания шло в других странах. И совсем скоро в них возникли специальные исследовательские институты, занимающиеся вопросами развития детей в водной среде. Пионерами в этой области выступила австралийская семья Тиммерманс, которая занималась плаванием со своей дочкой с 16-ти дневного возраста. Им также удалось добиться потрясающих результатов и открыть свою школу, в которую начали ездить родители с детьми из самых разных стран. Методика очень быстро стала распространяться в Америке, странах Европы, Японии.

Министерство здравоохранения СССР одобрило подобные начинания лишь с конца 70-х годов. Больше содействие этому нововведению оказал председатель федерации плавания Фирсов, выпустивший книгу о детском плавании. Вскоре практически во всех детских лечебных учреждениях открылись отделения, в которых дети вместе с мамами проходили специальные плавательно-оздоровительные курсы.

В чем смысл грудничкового плавания

Обучение детей грудного возраста плаванию позволяет им развиваться более гармонично. Прежде всего, речь идет о физическом развитии.

Плавание способствует улучшению дыхательных характеристик легких, укреплению сердечнососудистой системы, развивает костно-мышечный аппарат, функции печени и почек. Особо благоприятно раннее плавание действует на центральную и периферическую нервную систему.

Водные занятия вызывают активизацию иммунных реакций, стабилизируют обмен веществ, способствуют активной работе органов кроветворения. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, редко болеют патологией желудочно-кишечного тракта.

Психический фон маленьких пловцов тоже выглядит более стабильно, чем у остальных малышей. Активнее развиваются все виды памяти, наблюдается ровный эмоциональный фон, реже случаются аффективные вспышки. Дети быстрее и продуктивнее учатся.

Как плавание действует на отдельные органы и системы

Нахождение и движения в воде оказывают специфическое воздействие на организм младенца. Рассмотрим, как же влияет плавание на ребенка.

Во время плавательных движений активизируется кровообращение, укрепляются стенки сосудов и мышца сердца. Дополнительное воздействие воды вызывает более активное движение крови по сосудам.

Плавание углубляет дыхательные движения, делает их более редкими. Усиливается дренажная функция легких, что способствует профилактике инфекционных заболеваний. Продувание носоглотки более активно ее очищает. Насморк и простуды у таких детей – редкость.

  1. Центральная нервная система.

Плавание активизирует кровообращение в сосудах мозга, улучшая его питание и выведение продуктов метаболизма. Сама вода как фактор среды позитивно сказывается на работе психических реакций, улучшая настроение, повышая жизнерадостность.

Вода равномерно распределяет нагрузку на костные структуры, мышцы, связки и суставы, способствует их гармоничному развитию, предотвращая чрезмерное развитие отдельных звеньев этой системы. Двигательный аппарат укрепляется за счет преодоления сопротивления воды.

Активные движения мышц вызывают усиленную работу сердца, ускоряют кровоток, способствуют продуктивной работе почек, выводящих шлаки и вредные вещества.

Контакт кожи с водой приводит к усиленной функции потовых и сальных желез, открывает дополнительные поры, улучшает кожное дыхание. Большее количество крови, в том числе вышедшей из «депо», проходит по мелким кожным капиллярам, одновременно стимулируя процесс кроветворения.

Обратите внимание: как видим, плавание является универсальным стимулятором всех жизненно важных функций организма ребенка и положительно сказывается на деятельности практически всех органов.

Какие существуют показания к грудничковому плаванию

Плавание полезно всем детям, кроме случаев противопоказаний. Но есть болезненные состояния, при которых оно просто необходимо. Что же это за заболевания и патологические процессы?

Плавание рекомендовано для помощи в лечении:

  • состояния напряжения мышц (гипертонуса);
  • мышечной вялости (гипотонуса);
  • низкого веса при рождении (менее 2,5 кг);
  • детей, рожденных после кесарева сечения;
  • заболеваний суставов (дисплазий, артрозов);
  • врожденных костно-мышечных дефектов;
  • кривошеи;
  • детского церебрального паралича.

В каких случаях не следует заниматься плаванием детям грудного возраста

Важно: противопоказания к грудничковому плаванию определяет врач индивидуально для каждого малыша.

Следует воздержаться от водных процедур, если у ребенка имеются:

  • острые воспалительные процессы с повышенной температурой;
  • кожные заболевания с выделениями;
  • раны;
  • гнойные процессы;
  • психические заболевания с судорожными припадками;
  • патология сердца с наличием сердечнососудистой недостаточности;
  • прогрессирующая почечно-печеночная недостаточность;
  • инфекционные заболевания, в том числе туберкулез, сифилис, вирусные гепатиты.

Более детально о показаниях и противопоказаниях к проведению водных процедур рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Практические рекомендации по грудничковому плаванию

Самым оптимальным сроком начала занятий считаются три недели после рождения младенца. Через 2.5-3 месяца рефлексы утрачиваются. Ребенка научить плавать будет очень тяжело. В этом случае придется откладывать занятия до 3-4 лет, когда малыш будет способен понимать и выполнять команды.

Начинать грудничковое плавание можно как в домашней ванне, так и в общем большом бассейне. Главное – с родителями.

Если вы хотите узнать, как научить ребенка плавать и нырять в бассейне, посмотрите данный видео-обзор:

Важно: для первого занятия необходима помощь опытного инструктора.

Температура воды в начале процедур должна составлять 35-36 градусов. Затем ее постепенно надо понижать. При этом ребенок должен чувствовать себя комфортно. Некоторые родители плавают с детьми и при низких температурах воды. Эффект закаливания при этом очень высокий. Но тут важно понимать цели процедуры и не переусердствовать

Обратите внимание: Во время купания ребенок должен быть полностью в воде. Если он погружен частично, то может просто замерзнуть, даже при активных движениях.

Продолжительность плавания подбирается индивидуально. В некоторых случаях дети находятся в воде около часа. Но обычно до 30 минут.

Разработаны специальные упражнения во время занятий. Каждое из них учитывает особенности ребенка, вероятные болезни. Выполнять упражнения необходимо после советов врача и инструктажа специалиста.

Имеется множество авторских методик плавания.

Есть ли вред от грудничкового плавания

Об этом споры не утихают уже не один десяток лет. Однозначного ответа на поставленный вопрос на данный момент нет, так как ни у нас в стране, ни за рубежом не проводилось масштабных многофакторных исследований этого вопроса.

Мы даже не будем поднимать проблему детской смертности в результате неумелых действий взрослых и захлебывании ребёнка. Давайте отбросим эмоции и посмотрим на саму суть плавательного рефлекса у новорожденного. Этот защитный рефлекс, необходим младенцу для спасения жизни в критической ситуации; он помогает удержаться на воде несколько секунд, пока кто-то из взрослых не выхватит ребёнка из воды.

Что происходит при обучении плаванью в первые недели жизни? Искусственное стимулирование этого рефлекса, т.е. мы своими руками специально и регулярно создаём для ребёнка стрессовую ситуацию, ставим его в условия, которые малышом воспринимаются, как угроза жизни. Как это может повлиять на его развитие с течением времени – не знает никто.

Более того, природа сочла необходимым, чтобы плавательный рефлекс у ребёнка спустя некоторое время угас. Во что выльется противостояние естественным процессам у конкретно вашего малыша? Вряд ли нам кто-то когда-то об этом расскажет. Ко всему, если человек научился плавать в более зрелом детстве или уже будучи взрослым, он будет это уметь делать до конца своих дней. А вот развитое умение плавать грудничка всё равно исчезнет с течением времени, и потом уже повзрослевшего ребёнка вновь придётся обучать азам.

О вреде грудничкового плаванья говорит и ряд детских врачей, отмечающих, что у плавающих младенцев риск возникновения болезней верхних и нижних дыхательных путей в 4 раза выше, чем у детей, которые не занимаются плаванием. У многих крох при этом страдает и ЖКТ. Это вызвано наличием в воде бассейнов соединений хлора, которые пагубно действуют на незрелую иммунную систему младенцев, особенно при заглатывании воды.

Бьют тревогу и психологи, утверждающие, что подросшие груднички-ныряльщики часто гиперактивны, не умеют поддерживать душевное равновесие, склонны к занятиям экстремальными видами спорта и приступам неконтролируемого возбуждения, теряют чувство опасности.

Как видите, при рассмотрении проблемы грудничкового плаванья, можно встретиться с абсолютно полярными мнениями. А где же истина? Истина как всегда, скорее всего, где-то посредине.

Хотите знать, как не навредить ребенку, купая его? О безопасности водных процедур в данном видео-обзоре рассказывает врач физиотерапевт:

Чумаченко Ольга, педиатр

20,287 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Плавание для грудничков: ликбез для родителей

Раннее обучение плаванию грудничка способствует укреплению важных систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигательного аппарата.

Двигаясь в воде и преодолевая ее сопротивление, малыш тренирует мышцы, движение жидкости осуществляет своеобразный массаж, снимая гипертонус, стимулируя крово- и лимфообращение.

Плавание оказывает положительное действие на иммунитет – дети, регулярно им занимающиеся, болеют значительно реже сверстников.

Плавание для грудничков: в каком возрасте начинать

Плавать с грудничком нужно начинать с двухнедельного возраста, как только полностью заживет пупочная ранка. Дело в том, что до трех месяцев у ребенка сохраняются врожденные рефлексы, благодаря которым он способен удерживаться на воде.

После достижения трех месяцев они угасают, поэтому позже начинать уроки не имеет смысла – отложить обучение придется до 3-4-летнего возраста, когда ребенок сможет сознательно повторять команды инструктора.

Также у маленьких детей есть рефлекс задержки дыхания при погружении в воду — именно до трех месяцев идеальное время, чтобы научить ребенка нырять.

Более взрослый малыш неизбежно наглотается воды и может сильно испугаться. Но это не значит, что не стоит с ребенком старше трех месяцев посещать бассейн – даже обычные совместные упражнения мамы с малышом в воде приносят пользу детскому организму.

Противопоказания к занятиям плаванием для грудничков

Если вы решили научить грудничка плаванию, предварительно нужно проконсультироваться с лечащим врачом – он подскажет, насколько это необходимо ребенку, и выявит наличие противопоказаний.

Плавать с маленьким ребенком нельзя при следующих патологиях:

  • врожденные пороки сердца;
  • острые инфекционные заболевания до выздоровления;
  • неврологические расстройства, сопровождающиеся судорогами;
  • гнойные заболевания кожи;
  • патологии опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации конечностей.

Также не стоит заставлять ребенка плавать, если он сильно напуган или сопротивляется.

Показания к занятиям плаванием для грудничков

Очень полезно плавание для грудничков с расстройствами неврологического характера без судорожных синдромов, особенно при гипер- и гипотонусах мышц.

Также полезны занятия при гипотрофии, анемии, заболеваниях опорно-двигательной системы легкой степени. Незаменимо плавание для грудничков с ДЦП – оно облегчает адаптацию и способствует развитию двигательных функций.

Естественно, плаванием нужно заниматься со здоровыми детьми для укрепления и улучшения их физического состояния.

Как начать занятия

Учить грудничка плавать сначала лучше в ванной в воде комфортной температуры, но не горячей. Первое время она должна быть не холоднее температуры тела – 37-38°. В дальнейшем ее можно постепенно снижать, однако не превышая порог в 30°C.

Первые уроки продолжаются не более 15 минут, чтобы не утомить ребенка. Плавать можно утром и вечером, в любое время, но не раньше 1,5 часов после кормления.

Заканчивать занятие стоит при первых признаках утомления малыша.

Не занимайтесь с уставшим не выспавшимся ребенком. Не стоит обливать малыша холодной водой после купания – это сильный стресс, который может стать причиной боязни воды и отказа от плавания.

Когда малыш привыкнет, можно переходить к занятиям в бассейне. Если родители планируют занятия с инструктором, необходимо обязательно проверить наличие у него специального медицинского образования. Ведь он должен уметь оказать первую помощь малышу в случае непредвиденной ситуации и знать основные физиологические особенности детского организма.

Техника плавания

Занимаясь с малышом, мама может поддерживать его под подбородок или под затылок и двигать руку вместе с ребенком. Очень скоро он привыкнет и будет активно участвовать в процессе – шевелить ручками и ножками, отталкиваться от края ванной. Для удобства можно использовать в качестве поддержки не мамину руку, а специальные устройства – шапочки или круги.

Следующий этап – обучение нырянию, удобнее всего это делать в положении на животе. Мама должна громко сказать: «Ныряем» и плеснуть водой в личико малышу. Как только он зажмурится и задержит дыхание, нужно полностью опустить голову ребенка под воду и удерживать там несколько секунд.

Через некоторое время ребенок станет сам задерживать дыхание при словах мамы. Ныряние очень полезно для тренировки дыхательной системы грудничка.

Самое главное правило для родителей – обучение нужно проводить очень осторожно, желательно взять несколько уроков у специалиста. Ни в коем случае нельзя оставлять малыша одного в ванной, он должен всегда находиться под присмотром родителей.

Грудничковое плавание: за и против

Занятия плаванием с детьми грудного возраста уже далеко не является новостью для большинства родителей. Однако, до сих пор, многие относятся к нему очень настороженно. Ведь это так необычно – совсем меленький ребенок и вдруг спокойно ведет себя в воде, абсолютно не свойственной среде для жизни человека!

Попробуем разобраться, являются ли водные занятия с малышами полезными или вредными. Стоит ли заниматься таким необычным для грудничка занятием? Весь свой «исторический промежуток» беременности развивающийся малыш проводит в полости матки, окруженный со всех сторон амниотической жидкостью, которая выполняет ряд важных функций для его роста. Околоплодные воды служат естественной защитой младенца от воздействий внешней среды, а также принимают активное участие в обмене веществ. Родившийся ребенок попадает на воздух как в чужеродную для него среду, вызывающую необходимость самостоятельного дыхания. А вот плавательные рефлексы остаются еще несколько недель. Поэтому, с давних пор известно, что новорожденный ребенок прекрасно держится в воде, может плавать и правильно дышать при этом. Этот факт не прошел незамеченным для некоторых родителей и врачей. Перед ними возник вопрос: а нельзя ли применять этот «феномен» с пользой для ребенка? Если продолжать заниматься с младенцем в воде, то плавательные рефлексы не угаснут. Более того, малыш будет неординарно развиваться, получать определенные необычные стимулы и укреплять здоровье. Ведь всем известно – вода уникальное средство лечения и профилактики болезней

В ЧЕМ СМЫСЛ ГРУДНИЧКОВОГО ПЛАВАНИЯ?

Обучение детей грудного возраста плаванию позволяет им развиваться более гармонично. Прежде всего, речь идет о физическом развитии. Плавание способствует улучшению дыхательных характеристик легких, укреплению сердечнососудистой системы, развивает костно-мышечный аппарат, функции печени и почек. Особо благоприятно раннее плавание действует на центральную и периферическую нервную систему. Водные занятия вызывают активизацию иммунных реакций, стабилизируют обмен веществ, способствуют активной работе органов кроветворения. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, редко болеют патологией желудочно-кишечного тракта. Психический фон маленьких пловцов тоже выглядит более стабильно, чем у остальных малышей. Активнее развиваются все виды памяти, наблюдается ровный эмоциональный фон, реже случаются аффективные вспышки. Дети быстрее и продуктивнее учатся.

КАК ПЛАВАНИЕ ДЕЙСТВУЕТ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ?

Нахождение и движения в воде оказывают специфическое воздействие на организм младенца. Рассмотрим, как же влияет плавание на ребенка: Сердечнососудистая система . Во время плавательных движений активизируется кровообращение, укрепляются стенки сосудов и мышца сердца. Дополнительное воздействие воды вызывает более активное движение крови по сосудам.

Система органов дыхания . Плавание углубляет дыхательные движения, делает их более редкими. Усиливается дренажная функция легких, что способствует профилактике инфекционных заболеваний. Продувание носоглотки более активно ее очищает. Насморк и простуды у таких детей – редкость.

Центральная нервная система . Плавание активизирует кровообращение в сосудах мозга, улучшая его питание и выведение продуктов метаболизма. Сама вода как фактор среды позитивно сказывается на работе психических реакций, улучшая настроение, повышая жизнерадостность.

Костно-мышечный аппарат . Вода равномерно распределяет нагрузку на костные структуры, мышцы, связки и суставы, способствует их гармоничному развитию, предотвращая чрезмерное развитие отдельных звеньев этой системы. Двигательный аппарат укрепляется за счет преодоления сопротивления воды.

Мочевыделительная система . Активные движения мышц вызывают усиленную работу сердца, ускоряют кровоток, способствуют продуктивной работе почек, выводящих шлаки и вредные вещества.

Кожные покровы . Контакт кожи с водой приводит к усиленной функции потовых и сальных желез, открывает дополнительные поры, улучшает кожное дыхание. Большее количество крови, в том числе вышедшей из «депо», проходит по мелким кожным капиллярам, одновременно стимулируя процесс кроветворения.

Как видим, плавание является универсальным стимулятором всех жизненно важных функций организма ребенка и положительно сказывается на деятельности практически всех органов.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ПОКАЗАНИЯ К ГРУДНИЧКОВОМУ ПЛАВАНИЮ?

Плавание полезно всем детям, кроме случаев противопоказаний. Но есть болезненные состояния, при которых оно просто необходимо. Что же это за заболевания и патологические процессы? Плавание рекомендовано для помощи в лечении:

– состояния напряжения мышц (гипертонуса);

– мышечной вялости (гипотонуса);

– низкого веса при рождении (менее 2,5 кг);

– детей, рожденных после кесарева сечения;

– заболеваний суставов (дисплазий, артрозов);

– врожденных костно-мышечных дефектов;

– детского церебрального паралича.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕ СЛЕДУЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ПЛАВАНИЕМ ДЕТЯМ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА?

Важно: противопоказания к грудничковому плаванию определяет врач индивидуально для каждого малыша!

Следует воздержаться от водных процедур, если у ребенка имеются:

– острые воспалительные процессы с повышенной температурой;

– кожные заболевания с выделениями;

– психические заболевания с судорожными припадками;

– патология сердца с наличием сердечнососудистой недостаточности;

– прогрессирующая почечно-печеночная недостаточность;

– инфекционные заболевания, в том числе туберкулез, сифилис, вирусные гепатиты.

В любом случае, начинать занятия грудничковым плаванием можно после консультации с педиатром. Первые занятия необходимо проводить с дипломированным тренером.

Сертифицированный специалист по грудничковому плаванию и аквааэробике спортивного клуба «Лидер» Лидия Зайкова (@plavaem_c_mamoi)

04.05.2018

Полезно для родителей и детей. Плавание для грудничков в бассейне

Одной из самых популярных методик раннего развития грудничков является плавание в бассейне. Родители, которые уделяют пристальное внимание гармоничному развитию своего малыша, все чаще интересуются и изучают данное направление. Именно этот период отлично подходит для начала занятий с водой, так как у младенца еще сохранена способность держаться на воде и умение правильно дышать в ней. Ведь совсем недавно он развивался и плавал в утробе матери в окружение амниотической жидкости. Плавание для грудничков в бассейне является одним из лучших вариантов формирования крепкого здоровья и гармоничного развития. Существует ряд симптомов, при которых данные тренировки противопоказаны.

Содержание:

  1. Положительный эффект от тренировок в воде;
  2. Показания и противопоказания к занятиям в бассейне;
  3. Правила подготовки к плаванию;
  4. Подборка упражнений для занятий в воде
    • Упражнение «Плескание»;
    • Упражнение «Повороты и толчки»
    • Упражнение «Плаваем по прямой»
    • Упражнение «Восьмерка»
    • Упражнение «Качели»

  1. Положительный эффект от тренировок в воде:
  • Благодаря плаванию стенки сосудов и сердечная мышца укрепляются, улучшается кровообращение органов и сосудов головы, что способствует укреплению нервной системы малыша;
  • вырабатывается устойчивость к инфекционным заболеваниям, это происходит за счет глубоких вдохов ребенка, в результате чего ребенок реже болеет;
  • из организма выводятся токсины и шлаки, гармонично развиваются почки;
  • Костно-мышечный аппарат укрепляется, тело развивается пропорционально, формируется правильная осанка. Груднички, которые занимаются плаванием, опережают сверстников по навыкам, раньше начинают сидеть, ползать и ходить;
  • Плавание является отличным вариантом для закаливания ребенка, за счет температурных перепадов.
  1. Грудничковое плавание рекомендовано при:
  • гипертонусе мышц;
  • детском церебральном параличе;
  • болезнях суставов и мышечной вялости;
  • кривошеи;
  • врожденных костно-мышечных дефектах.

Родителям не стоит самостоятельно принимать решение, подходят им занятия в бассейне или нет. Только врач может определить показания к водным процедурам.

Плавание в бассейне не подходит грудничкам, если:

  • острые воспалительные и гнойные процессы;
  • повышенная температура тела;
  • инфекционные болезни;
  • проблемы опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
  • почечная и печеночная недостаточность (в стадии прогрессирования);
  • сердечная недостаточность;
  • психические болезни с припадками.
  1. Правила подготовки к плаванию.

Родителям важно помнить и соблюдать правила подготовки к занятиям по плаванию. Самое благоприятное время для начала занятий в воде, спустя месяц после рождения, так как ближе к 3 месяцам рефлексы забудутся и малышу придется учиться с нуля. Тренировку лучше проводить, когда малыш активен и в хорошем настроении, спустя час после кормления. Недопустимо проводить занятие сразу после кормления ребенка или на голодный желудок. Если ребенок плачет и негативно реагирует на воду, лучше отложить данное мероприятия на следующий раз.

Важно! Если у родителей нет опыта проведения грудничкового плавания, стоит обратиться к профессиональному инструктору, он покажет и расскажет про все нюансы, даст рекомендации.

Стоит уделить внимание и подготовке ванны перед процедурой. Она должна быть чистой перед каждой тренировкой. Раз в 7 дней необходимо ванну мыть содой, без использования химических средств. Оптимальная температура воды на первом занятии должна быть 35-36 градусов. Родителям обязательно надо следить за реакциями ребенка при погружении в воду. Если малыш не перестает плакать, значит вода прохладная, если пассивен- вода горячая. В идеале, грудничок не должен плакать спустя 1-2 минут после погружения.

Важно! Для закаливания малыша, необходимо понижать температуры воды постепенно, ориентируясь на реакцию ребенка. Допустимая минимальная температура – 32 градуса.

Самый простой способ научить ребенка плавать – это посещать занятия в специализированном бассейне, где будет профессиональный инструктор и соблюдены все условия для занятий. Другой вариант, это – организовывать занятия дома, не надо тратить время на дорогу, сборы и оплачивать занятия. Для того чтобы начать посещать тренировки в бассейне, необходимо посетит педиатра и получить справку, что противопоказаний у ребенка не выявлено.

Занятие в бассейне длится примерно 35-40 минут, они могут быть групповыми, так и индивидуальными. Во время тренировки для начала с малышами проводят разминки, затем их знакомят с водой на суше, в ходе сеанса используют разный спортивный инвентарь (мячи, кольцами, нудлами и т.д.), интересные игры, для отработки навыков ныряния.

Если родители решили проводить тренировки по плаванию с грудничком дома, им стоит помнить, что от правильности организации данного мероприятия, будет зависеть, понравится малышу или нет. Важно, чтобы погружение в воду было постепенным. Пусть малыш для начала коснется ее ручками, потом ножками, затем все тело ребенка плавно погрузите вертикально в воду. Всё это время говорите с грудничком ласковым голосом, улыбайтесь. Если кроха лежит на животе, то поддерживать надо за подбородок, если на спине, то на затылок. Для занятий можно использовать специальный круг для плавания, он очень удобен в применении.

  1. Подборка упражнений для занятий в воде.

Специально для родителей мы подобрали упражнения, которые можно использовать для занятий с грудничками в домашних условиях. Они простые в выполнении и учитывают особенности возраста ребенка. Благодаря данному комплексу упражнений можно развить у ребенка любовь к плаванию, занятия со временем можно усложнять, делая их интересными.

Упражнение 1 «Плескание»

Родители показывают малышу, как водичка дрожит от хлопков, стекает по ладошке, как появляются брызги и т.д. Выполняйте эти манипуляции регулярно, и ваш ребенок привыкнет и будет с радостью плескаться в воде.

Упражнение 2 «Повороты и толчки»

Данное упражнение любят все детки. Родители направляют ребенка к бортику ванны, чтобы кроха мог коснуться края ножками и оттолкнуться. Стоит аккуратно поддерживать ребенка при развороте в другую сторону. Со временем малыш уловит связь между силой толчка и расстоянием, на которое она проплывает

Упражнение 3 «Плаваем по прямой»

Для упражнения необходимо использовать игрушку, которая привлечет внимание грудничка. Малышу захочется дотянуться до нее. Родители могут отдалять игрушку от ребенка, тем самым побуждая ребенка до нее добраться. Постепенно можно уменьшать поддержку ребенка, чтобы юный пловец учился самостоятельно держаться на воде.

Упражнение 4 «Восьмерка»

К этому упражнению можно перейти после того, как грудничок освоит предыдущие упражнения. Можно чередовать положение ребенка на воде, то на животе, то на спине, катая ребенка по траектории восьмерки или зигзагов с разной скоростью, ориентируясь на реакцию ребенка.

Упражнение 5 «Качели»

Данное упражнение является подготовительным для перехода к нырянию. Важно выполнять его постепенно, чтобы не испугать ребенка. Малыш на животе, поддерживаем головку грудничка над водой. Мягкими движениями погружаем юного пловца вверх-вниз, вперед-назад.

Когда родители с малышом научатся выполнять все перечисленные упражнения выше, можно будет попробовать перейти к нырянию.

Большинство родителей боятся учить ребенка нырять. Уважаемые родители, помните, что у малыша еще сохранился рефлекс задержки дыхания, его плавательные навыки еще активны. Самое первое с чего стоит начать, это научить грудничка задерживать дыхание. Произносите слово «ныряем» и дуйте крохе в лицо. Он закроет глазки и задержит дыхание. Так надо будет регулярно тренироваться на протяжении 10 дней. Затем немного изменяем упражнение, говорим «ныряем», дуем в лицо и начинаем брызгать водой. Как-то только закрепите данное упражнение, можно будет переходить к полноценному погружению в воду, но только на 1-2 секунды, постепенно увеличивая длительность.

Как и везде, есть и противники данной методики, которые ссылаются на риск развития заболеваний дыхательных путей во время занятий в бассейне, а также утверждают, что дети, посещающие данные тренировки, растут гиперактивными. Если очистка воды проводится некачественно и до занятий допускаются лица, без сопроводительной справки от врача, есть вероятность подцепить грибок или инфекцию. Выбирайте проверенные центры и клубы.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что тренировки в бассейне с грудничком способствуют гармоничному и правильному развитию, как физическому, так и психическому. Укрепляются мышцы и иммунитет. Детишки лучше едят и быстрее привыкают к режиму дня. А также крохи испытывают положительные эмоции на тренировках.

Плавание для грудничков — польза или вред

Первые девять месяцев своей внутриутробной жизни ребёнок проводит в водной среде, адаптируясь и приспосабливаясь к ней. В связи с этим многими специалистами поддерживается точка зрения, согласно которой приучать детей плавать нужно практически с момента их появления на свет. На житейском же уровне встречаются разные мнения на этот счёт. Так, одни убеждены, что плавание для грудничков способствует комплексному и всестороннему развитию; другие подобного оптимизма не разделяют, считая популярные занятия лишь новомодным трендом. Попробуем разобраться действительно ли полезно плавание для новорождённых.

Полезно ли новорождённым плавать

Отметим, что уже в момент появления на свет все дети могут плавать и задерживать дыхание. Это связано с особенностями той среды, в которой они развивались внутри утроба матери. Способность новорождённого плавать – это невиртуозное владение собственным телом, как в случае с профессиональными спортсменами, а врождённый рефлекс. Он утрачивается к 3–4 месяцу жизни грудничка. Именно поэтому родителям, решившимся практиковать плавание новорождённых, следует приступать к этому практически сразу после рождения. Если рефлекс угаснет, водные занятия нежелательны для ребёнка до достижения им 4–5-летнего возраста.

Грудничковое плавание дома в ванной или в бассейне с квалифицированным специалистом – это не способ вырастить будущего олимпийского чемпиона. Занятия направлены на достижение других целей , которые перечислены ниже.

  1. Пребывание в водной среде позволяет организму ребёнка стать более устойчивым к температурным перепадам, закаляет его. Как следствие формируется крепкий приобретённый иммунитет, снижается риск подхватить вирусное заболевание. Практика показывает, что дети, приученные к плаванию с грудного возраста, болеют значительно реже своих сверстников.
  2. Польза грудничкового плавания очевидна и для сердечно-сосудистой системы. Во время пребывания в воде давление компенсаторных сил уменьшается, кровь начинает циркулировать быстрее. Постепенно это приводит к укреплению сердечной мышцы и сердечно-сосудистой системы в целом.
  3. Даже небольшие физические нагрузки в воде способствуют развитию опорно-двигательного аппарата. По статистике плавающие дети быстрее начинают ползать, раньше сверстников делают свои первые шаги.
  4. Во время плавания малыш может отдохнуть, его мышцы расслабляются, снимаются спазмы. Подобного результата не всегда можно добиться даже посредством специального грудничкового массажа.
  5. Ранние плавательные упражнения формируют мышечный корсет и правильную осанку, что позволяет избежать развития заболеваний, связанных со спиной и позвоночником (например, сколиоза).
  6. Когда ребёнок плавает, он рефлекторно задерживает дыхание. Во-первых, это улучшает работу дыхательной системы. А, во-вторых, активизирует образование в крови эритроцитов (красных кровяных телец), и увеличивается уровень гемоглобина.
  7. Грудничковое плавание нормализует артериальное давление.
  8. Плавание увеличивает аппетит, поэтому ребёнок лучше набирает вес.
  9. На природном инстинктивном уровне дети испытывают потребность нырять в процессе купания. Это заставляет их чувствовать себя более защищённым, возвращает в зону комфорта. Помимо этого, затекающая в гайморовы пазухи при нырянии вода прочищает их, избавляя слизистые от бактерий и частиц пыли.
  10. Вода обладает успокаивающим эффектом. Младенцы, приученные к плаванию, более спокойны и менее боязливы. По ходу взросления они не приобретают навязчивых детских страхов.

А также мамам будет полезно знать, что во время плавания дети затрачивают много энергии, поэтому быстро и без особых проблем засыпают ночью, не тревожа родителей.

Что нужно знать родителям

Выше уже отмечалось, что дети обладают особыми рефлексами, позволяющими им удержаться на воде. Родителям, решившим развивать подобные природные способности, будет полезно знать, как научить новорождённого плавать. Сделать это совсем несложно, придерживаясь простых рекомендаций.

  1. Возраст. Плавание новорождённых в ванне можно практиковать по достижения ими 3–4 недель. Именно к этому сроку затягивается пупочная рана, а ребёнок начинает адаптироваться к окружающей среде.
  2. Ванна. Первые уроки плавания ребёнку следует давать в той же ванночке, в которой вы купали его до этого. Смена обстановки вызовет у ребёнка чувство страха и не даст желаемого результата. А также следует с ответственностью подойти в чистоте ванночки. Перед непосредственным купанием её следует мыть хозяйственным мылом, а 1–2 раза в неделю обрабатывать содой (дезинфицирующие средства не подойдут, поскольку могут вызвать у новорождённого аллергические реакции).

Таким образом, первые уроки должны проходить в привычной обстановке – в ванночке, по мере развития у малыша определённых навыков его можно перевести в большую ванну, а затем и в бассейн.

  1. Вода. Изначально она должна быть не ниже 35 и не выше 37 градусов. Градус можно понижать по мере адаптации новорождённого, тем самым закаляя его. Предельно низкое значение температуры – 32 градуса.

А также во время обучения нельзя переставать следить за поведением ребёнком. Например:

  • Непрекращающийся детский плач во время погружения в воду может сигнализировать о неправильной температуре воды – она либо слишком горячая, либо холодная.
  • Если спустя несколько секунд малыш успокаивается и перестаёт плакать – вы подобрали воду оптимальной температуры.
  • Излишняя пассивность малыша во время купания говорит о том, что вода слишком тёплая. Она оказывает на него убаюкивающее воздействие.

Многие молодые родители волнуются об остывании воды в процессе плавания. Переживать не стоит, ведь это и есть одна из целей грудничкового плавания дома – закалить ребёнка.

Азы плавания в ванне

Все водные занятия с малышом должны проводиться спустя пару часов после приёма пищи, когда смесь или грудное молоко успело перевариться, а чувство голода ещё не наступило. И также плавать стоит только с выспавшимся и отдохнувшим ребёнком, иначе не избежать истерик и слёз.

Пошаговая инструкция, как научить грудничка плавать в ванной:

  1. Аккуратно придерживая ребёнка, опустите его в воду оптимальной температуры. Дождитесь от него первой реакции. Если малыш заплачет, не спешите сразу доставать его, дайте немного времени освоиться.
  2. Когда плач утих, переложите ребёнка в горизонтальное положение, слегка удерживая за спинку. Примечательно, что сами вы должны твёрдо стоять на ногах, склонившись над ванной.
  3. Когда поймёте, что малыш привык к воде, можете приступать к выполнению плавательных упражнений, о которых будет рассказано далее.

Отметим, что пол в ванной комнате обязательно должен быть покрыт специальными резиновыми ковриками, предостерегающими от возможности поскользнуться.

Упражнения в ванной для плавания грудничка:

  1. Укладываем ребёнка в горизонтальном положении на спинку, подстраховывая его тело ладонью снизу. Постепенно перемещаем руку со спины к затылку. По итогу – ребёнок самостоятельно держится на воде, а мама лишь страхует его, придерживая головку.
  2. Опускаем ребёнка в воду в диагональном положении животиком вниз. Мама должна быстро сориентироваться и подхватить голову малыша, поместив его подбородок в своей ладони.
  3. Опускаем ребёнка в воду в горизонтальном положении, спина обращена ко дну ванны, ноги размещены у одного из бортиков. Ощущая опору, он отталкивается от стенки, пробует самостоятельно плыть. Выполнять данное упражнение можно, только когда малыш уже освоится в воде, научиться держаться на её поверхности без поддержки.
  4. Опускаем новорождённого в воду животом вниз. Тело должно быть полностью погружено в жидкость, на поверхности остаётся только голова, которую за подбородок придерживает мама. Скоординировав ребёнка, продемонстрируйте ему, что в воде можно плескаться. Повторяя показанные действия, он со временем научится правильно грести.
  5. Когда малыш научится с лёгкостью проделывать перечисленные выше упражнения, нагрузку можно увеличить. Предполагается, что к этому моменту он уже будет не только держать своё тело на поверхности воды, но и самостоятельно передвигаться по её плоскости.

Итак, грудничок плещется в воде, мама страхует его. Неподалёку от него примерно в 10 сантиметрах, кладётся игрушка для купания. Ребёнок должен доплыть к ней. С течением времени расстояние между грудничком и игрушкой должно увеличиваться.

  1. Когда ваш малыш уже будет уметь самостоятельно плавать на относительно большие дистанции как на спине, так и не животе, начните делать с ним упражнение «восьмёрка». Оно предполагает визуальное повторение очертаний цифры грудничком.
  2. Поддерживая младенца за животик снизу, приподнимайте его над водой и погружайте обратно. Это упражнение способствует развитию координации, укреплению сердечно-сосудистой системы.
  3. Когда новорождённый привыкнет к воде, можно практиковать его ныряние. На рефлекторном уровне при полном погружении он задержит дыхание, поэтому не стоит бояться этого упражнения. Учить ребёнка нырять можно только по истечении 5–10 минут свободного плавания.

Ныряние делается следующим образом: крепко зафиксировав грудничка в руках, окунаем его с головой в воду на несколько секунд; повторяем процедуру до 5 раз.

Данные водные упражнения совсем несложные, но дают ощутимый результат. Кроме того, родители должны помнить, что плавание для малышей в бассейне возможно только после предварительной домашней подготовки в ванной.

Бассейн для новорождённых

Плавание новорождённого в бассейне — не просто процесс его обучения элементарным водным движениям; это способ всестороннего развития. Занятия здесь, как правило, начинаются с 2-месячного возраста, при условии, что ранее ребёнком уже были освоены базовые плавательные упражнения в домашней ванне.

Ведущие педиатры советуют посещать бассейн не более 3 раз в неделю. Продолжительность занятия для двухмесячного малыша составляет десять минут, по мере взросления она увеличивается на полминуты с каждым месяцем.

Советы по посещению общественного бассейна:

  • Всегда надевайте на новорождённого детскую резиновую шапочку, которая защитит нежную кожу голову и волосы от жёсткой хлорированной воды.
  • Оптимальное для детского организма время посещения – с 10 до 12 часов, старайтесь уложиться в этот временной интервал.

В бассейне вы можете тренировать с ребёнком те же упражнения, что вы осваивали в пространстве ванны, постепенно увеличивая их интенсивность. При желании можно записаться в соответствующую группу или нанять инструктора, специализирующегося на обучении новорождённых. Однако это не обязательно – правила, как научить грудничка плавать в бассейне, идентичны правилам для ванны.

Вред плавания в бассейне в грудничковом возрасте

В связи с возросшей популярностью грудничкового плавания интерес к данному феномену проявили и учёные . Последние исследования, проведённые в Европе, показали, что занятия в столь малом возрасте в общественных бассейнах причиняют вред дыхательной системе. Это связано с высокой концентрированностью воды, добавлением в неё хлора. Химические элементы способны вызывать у детей аллергические реакции, провоцировать развитие астмы и других хронических заболеваний.

Кроме того, хлорка вредна и для нежной детской кожи. Она сушит её , делает более восприимчивой к окружающей среде. В особых случаях от контакта с хлорированной водой на теле младенцев могут образовываться ярко-красные пятна, похожие на лёгкие ожоги.

Таким образом, плавание в общественных бассейнах действительно может быть опасно для малыша из-за содержания в воде хлора, но в настоящее время существуют и такие плавательные центры, где дезинфицирование осуществляется с помощью других средств. Так что чуткие родители всегда смогут найти альтернативу.

Источники:
http://www.baby.ru/blogs/post/495900465-495538230/
http://okeydoc.ru/grudnichkovoe-plavanie-za-i-protiv/
http://vitaportal.ru/semya-i-deti/detskoe-zdorove/plavanie-dlya-grudnichkov-likbez-dlya-roditelej.html
http://xn--80aaccdhusn7aaftgr1dzf.xn--p1ai/health-library/physical-activity/5304/
http://imom.me/plavanie-dlya-grudnichkov/
http://swimpower.ru/plavanie-dlja-grudnichkov-polza-ili-vred/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/10/22/kakie-igrushki-neobkhodimy-detyam-4-5-let

Ссылка на основную публикацию