Режим дня младенца, ребенка в детском саду, школьника: плюсы и минусы соблюдения распорядка

Содержание

Режим дня ребенка. Распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

Строгий и неукоснительный режим для детей – это наследие нашего советского прошлого, как и тесное пеленание грудничков, или привычка уберегать, укутывать, охранять от всего мира. Когда заходит речь о режиме дня для ребенка, практически все современные мамы просто снисходительно улыбаются и отмахиваются. Зачем, если организм ребенка сам понимает интуитивно свои потребности, и дает об этом знать нам? Такой подход – другая крайность, к которой тоже нельзя прибегать. Строгий режим дня не подходит самым маленьким, он, будем честны, практически невыполним и в старшем возрасте. Но золотая серединка должна быть найдена.

Что касается режима или распорядка дня ребенка, которому уже больше 2-3 лет, то здесь ситуация меняется. На первый план выходят не простые природные потребности организма малыша, а социальные занятия, игры, обучение, привитие полезных и очень важных хороших привычек. Здесь уже относиться слишком либерально или безответственно к соблюдению режима дня нельзя. Чем старше становится ребенок, тем сложнее научить его придерживаться режима, но тем важнее становится это для его правильного и гармоничного развития.

Польза от режима дня для детей: почему важно соблюдать его в любом возрасте

А что, если мой ребенок – личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим? Зачем устанавливать рамки малышу, с детства приучая жить по стандарту? Так думают некоторые родители, которые неправильно воспринимают соблюдение режима дня и путают его с подавлением инициативы. Порядок – это всегда сложный и трудоемкий процесс. Это проще понять на примере взрослых, чем детей. Ответьте честно: придерживаетесь ли вы сами правил и порядка? Уделяете должное время физическому здоровью, чтению, прогулкам?

Режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий. Он создается с другой целью. Каждый ребенок имеет важные ключевые потребности, от физиологических (сна и еды) до стимулирующих развитие и укрепляющих здоровье (гимнастика, занятия, игры, исследование мира).

Преимущества соблюдения распорядка дня для детей:

  • Здоровое и гармоничное развитие. Это касается, в первую очередь, всех систем организма ребенка. Своевременное и правильное питание обеспечивает здоровье пищеварительной системы, сон и отдых важны для комплексного развития, прогулки, занятия физкультурой – для опорно-двигательного аппарата и т.д. Режим дня в таких простых, но необходимых процедурах – это залог здоровья;
  • Полезные навыки и «правильные» привычки. Существует простое, но очень верное высказывание: плохие привычки даются легко, но с ними тяжело жить; хорошие привычки даются сложно, но с ними жить легко. Режим и распорядок дня с раннего детства формирует у малыша естественные правильные привычки, которые помогут ему в дальнейшем не только быть здоровым, но и добиваться успеха в любой сфере деятельности;
  • Открытые возможности. Соблюдение режима дня оставляет детям и их родителям уйму свободного времени для новых свершений, ярких открытий, интересных общих занятий и расширения кругозора или мировоззрения. Если же распорядок не соблюдается, на обычные и необходимые процедуры уходит намного больше времени, сил и энергии.

Режим дня для самых маленьких: правила и исключения из правил

Как организовать режим для самых маленьких детей, и нужен ли он в целом? Организм младенца только учится жить в новом для него мире, он не знает, что такое день и ночь, когда приходит время кушать, а когда спать. Справиться с этим непросто в первые месяцы. Педиатры рекомендуют изменить отношение к построению распорядка дня малышей, и употреблять не понятие «режима дня», а «дневного ритма».

В процессе развития малыша определенный режим складывается только к двум месяцам жизни. В это время ребенок уже привыкает кушать и спать приблизительно в одно и то же время. В создании определенного ритма жизни малыша пока играют роль его основные потребности:

  • Сон. Малыш до 1 года спит 10-12 часов в день. Хорошо, если к 6 месяцам он уже спокойно спит всю ночь, и будит маму только ранним утром для завтрака. Дневной сон ребенка должен быть минимум дважды. Отлично, если один раз малыш поспит на улице или на свежем воздухе;
  • Еда. При грудном вскармливании ребенок до 6 месяцев должен кушать каждые 2 часа. Этот процесс не стоит слишком строго ограничивать и устанавливать правила или режим. После полугода ребенка можно кормить уже по режиму, чтобы вырабатывать правильную реакцию организма. Идеальный вариант – грудное вскармливание по требованию, прикорм – по режиму (можно вместе с другими членами семьи, во время завтрака, обеда или ужина);
  • Физические упражнения, гимнастика, игры. Их можно проводить в любое время дня, через полчаса после еды, а также за час до сна ребенка. Устанавливать ограничения на игры можно, но не обязательно. Психологи считают, что активные игры и спокойные занятия должны быть у детей такого возраста в пропорции 2 к 1;
  • Купание. Конечно, идеальный вариант – это вечернее купание. Оно успокаивает малыша, он будет спать крепче и дольше. Это самое верное и простое решение.

Распорядок дня дошкольника

Этот период в развитии ребенка очень важный, и правильная организация его дня играет ключевую роль. Как правило, малыши в этом возрасте начинают ходить в детский сад. В таком случае работы для мам и пап существенно уменьшается: за них ее делают воспитатели. В детском саду соблюдают график методично и строго. Это не всегда оправдано, но зато малыш легко и быстро учится все делать в одно и то же время, гармонично и правильно развивается всесторонне. Установленного в детском саду распорядка дня желательно соблюдать и на выходных.

Если же ваш малыш пока не ходит в садик, нужно постараться создать определенный режим дома. Это очень сложно, поскольку в этот период развития ребенок очень активно познает мир, он постоянно жаждет понять и открыть что-то новое, и плохо понимает необходимость графика и режима. К тому же, именно в этот период проявляются начальные стадии формирования личности, малыш осознает свое «я», начинает активно сопротивляться внешнему воздействию, все делает наоборот, устраивает сцены и истерики.

В этот сложный период важно набраться терпения, относиться ко всему с пониманием и спокойствием, но обязательно учить ребенка соблюдать определенные правила и режим.

Каким же он должен быть? Что касается питания, то организовать его проще всего. Ребенок должен кушать 4-5 раз в день:

  • Завтрак – от 8 до 9 утра;
  • Второй завтрак – 11-12 часов дня;
  • Обед – 14 часов;
  • Полдник – около 16 часов;
  • Ужин – 19-20 часов вечера.

Время, указанное в этом графике, примерное, можно немного отклоняться от него в разные стороны. Важно соблюдать длительность перерывов между едой. Если вас ждет насыщенный день с ребенком вне дома, позаботьтесь о легком перекусе для него.

Другие процессы организовать намного сложнее. В этот период ребенок уже спит намного меньше, период бодрствования дольше. Как организовать грамотно занятия, игры, полезные процедуры? Строгих правил и рекомендаций в этом нет. Но важно, чтобы все необходимое, что нужно малышу для развития, он получал. Это ежедневные прогулки от 60 до 120 минут, активные игры и занятия (2-3 часа), гимнастика, купание, закаливание.

Несколько советов, как организовать день для ребенка этого возраста:

  • после завтрака – отличное время для активных занятий и прогулок;
  • после обеденного сна хорошо проводить процедуры закаливания, гимнастику, массажи;
  • время перед ужином – пора для игр с родителями и друзьями, активных занятий;
  • после 20 часов лучше переходить на спокойные занятия (рассматривание книжек, отдых, чтение с мамой и т.д.).

Вместо простых игр можно проводить с ребенком полезные обучающие и развивающие занятия. Но помните, что они должны продолжаться не больше 20 минут. Однообразные действия утомляют ребенка, он будет скучать или вредничать. Меняйте виды занятий с активных на спокойные, не переутомляйте малыша.

Распорядок дня школьника: школа и дом

Когда ребенок идет в первый класс, его жизнь меняется кардинально. Именно сейчас те навыки и полезные привычки, которые уже выработались благодаря вашей усердной работе, станут очень важными и полезными. Ребенок, который уже привык ложиться и вставать примерно в одно и то же время, будет полным сил, желания и энергии, и хорошо проведет время в школе.

Оптимальный режим дня для школьника:

  • подъем за один час до выхода из дома. Научите малыша вставать сразу, не привыкайте к маленьким поблажкам «еще пять минуток», это плохо сказывается на самочувствии ребенка;
  • все утренние процедуры проводятся быстро, полуавтоматически: умывание, зарядка, чистим зубы, одеваемся, готовимся позавтракать;
  • завтрак должен занимать минимум 15-20 минут, учтите это при планировании дня;
  • выходить в школу нужно примерно в одно время, чтобы успеть на урок.

После занятий многие дети остаются в школе на группу продленного дня. Если же ваш малыш идет домой, обязательно позаботьтесь о полноценном обеде сразу по приходу ребенка. Только после этого можно планировать активные занятия, игры, кружки или секции.

До 17 часов ребенок может отдыхать, заниматься своими делами, или делать уроки. Не нужно заставлять малыша сразу садиться делать домашнее задание, пусть отдохнет. Но откладывать это дольше, чем к 18 часам вечера. Это важно не только с точки зрения самодисциплины, но и с точки зрения здоровья ребенка.

Около восьми вечера малыш должен поужинать, и не позже 21.30 готовиться ко сну. Хороший, полноценный и здоровый сон – залог правильного и гармоничного развития ребенка в этот непростой период его жизни.

Основные ошибки и проблемы, с которыми сталкиваются родители при формировании режима для для ребенка

Научить малыша следовать распорядку дня невозможно, если родители и сами живут в легком хаосе, делая то, что хочется, и тогда, когда хочется. Поэтому начинать, как всегда, придется с себя. Научитесь самодисциплине, это совсем не сложно, нужно уделить некоторое время для того, чтобы создать свой график и придерживаться его, дальше уже сработает механизм привычки.

Что касается организации режима для ребенка, то здесь нужно следовать простым правилам:

  • будьте терпеливыми, всегда и все делайте только с любовью;
  • не меняйте решений, будьте последовательными, действуйте мягко, но настойчиво, не поддавайтесь на уговоры и капризы;
  • научитесь говорить «нет» малышу, и объяснять, почему так нужно;
  • всегда хвалите ребенка за организованность, за то, что он «такой взрослый и все умеет», это очень помогает в развитии ответственности за свои действия у детей;
  • проводите время вместе. Нельзя сказать просто: «Иди играть!», поиграйте с ним или хотя бы поинтересуйтесь, как и что делает ваш ребенок. Контакт и доверие – основа правильного воспитания ребенка.

Статья опубликована в рубрике Здоровье ребенка

Режим дня младенца, ребенка в детском саду, школьника: плюсы и минусы соблюдения распорядка

Приветствую, уважаемые мамы!

Наверно эта статья по большей части заинтересует именно их. Поскольку папы часто оставляют без внимания тот факт, соблюдается ли режим дня его детей или не соблюдается, у него другие заботы. Хотя и папы бываю разные. Режим дня и здоровье ребенка, есть ли здесь взаимосвязь?

Каждая современная мама, в силу своей возможности находиться в декрете, не всегда знакома с важностью и необходимостью режима дня для своего ребенка.

Если даже у вашего ребенка и нет определенного режима, вы могли заметить, что он сам примерно в одно и тоже время просыпается и примерно в одно и тоже время засыпает. Организм человека сам формирует для себя режим.

Зачем ребенку режим дня?

Любая мама желает своему малышу только хорошего, и желает, чтобы он рос здоровым, крепким и развивался соответственно своему возрасту. И залогом успешного развития и здоровья является режим дня для детей дошкольного возраста.

Правильный режим — это распределение времени и деятельности ребенка, чередование нагрузок, своевременный отдых, сон, регулярное питание.

Часто несоблюдение распорядка наблюдается у мамочек в декрете, которые каждый день находятся дома и кроме домашних дел у них нет другой занятости.

Плюсы и минусы регулярного режима

Учеными и психологами доказано, что дети, не соблюдающие режим дня, чаще подвержены стрессам и заболеваниям, наблюдается излишняя капризность, истеричность поведения и избыточная активность.

У ребенка, который постоянно соблюдает режим дня, много плюсов, и от него несомненно только польза, вреда здесь нет.

Под вредом можно понимать нашу лень и нежелание. Возможно неудобство, что хочется поспать и ребенок может еще поспать, а нужно уже вставать.

Несомненные преимущества от регулярного применения режима:

  1. Его соблюдение отражается на чертах характера будущей личности: вырабатывается пунктуальность, самодисциплина, ответственность, чувство стабильности, постоянства, положительно сказывается на внутренних и внешних процессах работы организма.
  2. Ребенок становится спокойным и уравновешенным, нет суеты и спешки. Не приходится ребенка уговаривать и заставлять что-то сделать. Он сам знает, что нужно покушать или идти спать.
  3. Приводит к четкому функционированию внутренних органов, так как ребенок питается в одно и тоже время. Организм работает, как часы.
  4. В одно и тоже время гуляет и участвует в развивающих занятиях, таким образом его организм уже готов к этому и он показывает хорошие результаты.
  5. Такого ребенка легче приучить к горшку, так как высаживание на горшок тоже будет регулярным.

И приучение к режиму должно войти в жизнь ребенка как можно раньше, а лучше всего с рождения.

Составляющие режима дня

Основные составляющие элементы, которые должны проводиться в установленное время, удобное для вашей семьи:

  • Сон занимает самое главное место в распорядке дня. Хорошо выспавшийся ребенок будет в течение дня активен и в хорошем расположении духа, у него отличная работоспособность.

Ребенок, который засыпает в строго установленное время, не испытывает проблем с засыпанием. Маме не придется по два часа сидеть у кроватки и ждать, когда же наконец он уснет. У таких детей и лучше качество сна, они спокойнее спят и не просыпаются до утра.

  • Ежедневные, а в хорошую погоду и по два раза в день, прогулки , обязательно должны присутствовать в распорядке дня дошкольника.

Они прекрасно закаляют, укрепляют иммунитет, и положительно влияют на психо-эмоциональный фон ребенка. Как часто можно наблюдать, что ребенок после активной прогулки, где он везде лазал и скакал, по приходу домой становится спокойным и умиротворенным. В теплое время года, как можно больше бывайте на свежем воздухе, если есть возможность и днем спать на свежем воздухе.

  • Неотъемлемый пункт в режиме дня, это конечно же питание . Безусловно, питание должно быть полноценным из качественных и свежих продуктов. Но сейчас не об этом.

Употребление пищи в одно и тоже время избавит вас от проблем, как накормить своего ребенка. Он будет вас сам ждать уже с ложкой, когда наступает пора трапезы. И так как это происходит регулярно в определенные часы, желудочный сок уже начинает вырабатываться к этому времени. И благодаря этому у ребенка будет регулярный стул.

Для размышления родителей

Использовать режим дня для своего ребенка или нет, решать конечно только родителям. Вы можете считать, что применение режима дня, это пережитки прошлого и давно не актуальны.

Что ребенок привыкает мыслить по шаблону, действует в установленных рамках. Да, возможно. Но вы можете соблюдать не строгий режим. Но сон, прием пищи и прогулки должны быть в четко установленные часы. А все остальное, чтобы создать интерес для ребенка, разнообразьте: пусть это будут и активные игры, и дидактические занятия, и песни, и пляски, и чтение, и уроки.

У каждой мамы будет свой режим и свой распорядок. Так же, он напрямую зависит от дополнительных мероприятий ребенка или его мамы: секции, кружки, студии.

Если вы ранее не применяли режим дня, то не вводите его сразу, действуйте постепенно. А не так, что вы проснулись утром и решили, что сегодня все будет по вашему расписанию. Для ребенка это будет большим стрессом, и вы встретите капризы и недовольство со стороны ребенка. По мере взросления ребенка режим дня тоже должен меняться.

Даже если вы покидаете родные пенаты и путешествуете с ребенком, старайтесь по возможности поддержать привычный режим, хотя если вы в другом часовом поясе, то это будет большим эмоциональным потрясением для ребенка.


Режим дня. Плюсы и минусы.
статья

Режим дня. Плюсы и минусы.

Скачать:

Вложение Размер
rezhim.docx 15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Режим дня. Плюсы и минусы.

Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это соблюдение режима дня, где все подчинено заранее установленному распорядку.

Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;
Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;
Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;
Идейный: ребенок – личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Преимущества соблюдения режима дня:

1 )соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет – подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;
3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;
5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.
Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Соблюдать ли режим дома или нет, решать родителям. Но необходимо помнить о том, что поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Немаловажное значение в усвоении знаний и включения ребёнка в образовательный процесс детского сада имеет фактор своевременного прихода детей в детский сад, т.к. утренние режимные процессы способствую вхождению детей в ритм жизнедеятельности и взаимодействия со сверстниками.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима.

Внимание родителей должны привлечь: организация вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Распорядок дня ребенка дошкольника и малыша: тонкости состыковки

  • 28 июля 2015

Когда в семье появляется второй малыш, режим дня ребенка-первенца чаще всего претерпевает изменения. Мама уже не может пускать чередование периодов сна, бодрствования, питания и развивающих занятий на самотек и старается создать такой распорядок дня ребенка, который максимально близко будет к режиму самого младшего члена семьи.

Особенности жизни с двумя детьми таковы, что сначала вам кажется, что состыковать режим дня двоих детей – непосильная задача. Если первые месяцы после родов режим дня мамы двоих детей напоминает хаос, то когда грудничок определяет для себя практически постоянные периоды сна и бодрствования (что происходит примерно к полугоду), уже можно систематизировать день, наметив основные вехи. И вот, со временем вы осознаете, что даже таких разные по возрасту двое детей имеют моменты соприкосновения, удобные для создания вашего семейного режима.

Зачем нужен режим дня в жизни ребенка

Казалось бы, зачем нужен распорядок дня для детей, если они не ходят в детский сад, а вы – сторонник творческого и свободного развития? Но с появлением второго ребенка необходимость в четкой последовательности действий появляется даже у самых несобранных родителей. Именно спокойный, выверенный с индивидуальными особенностями, режим дня ребенка позволяет маме и папе запланировать бытовые дела и освободить немного драгоценного времени для себя и друг друга.

Убеждают нас в том, что ребенку необходим регламентированный режим дня ребенка, Комаровский и Павлов – признанные гуру отечественной педиатрии. Но и западные детские врачи соглашаются с необходимостью четкой последовательности организации дня для детей младшего возраста.

Хороший режим дня в жизни ребенка – это определенный порядок жизни, который предусматривает чередование периодов сна и бодрствования, рациональную организацию его игровой и учебной деятельности. Грамотно составленный режим способствует укреплению нервной системы детей, крепкому здоровью, снижает утомляемость и обеспечивает все потребности ребенка. Необходимо понимание, что распорядок дня для детей это не жесткие рамки, а условие, при котором все потребности детей учитываются и они чувствуют уверенность, зная, что и за чем будет следовать. Как правило, отклонения в последовательности действий не превышают 20-30 минут.

Преимущества режима дня для ребенка

  • Своевременный прием пищи в одно и то же время позволяет избежать любых проблем с пищеварением. Именно это всегда отличало детей благородных кровей – тщательное соблюдение времени завтрака, полдника, обеда и ужина.
  • Соблюдение режима благотворно сказывается на здоровье ребенка. Он получает достаточное количество сна, пищи, свежего воздуха, эмоциональной, физической и умственной нагрузки.
  • Врачи единодушно утверждают, что и иммунитет ребенка, соблюдающего распорядок дня, выше. Подсознание склонно быстро усваивать, что для всего существует свое время, и аппетит просыпается как раз в нужное время, а сон приходит быстрее и становится глубоким.
  • Порядок действий позволяет родителям планировать хоть что-то наперед. Это помогает избегать хаоса, беспорядка, утомленности невозможностью влиять на свою жизнь.
  • Дети, живущие по режиму, спокойнее, увереннее. Они ощущают ежедневную стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Ведь малыши – те еще консерваторы, и когда их жизнь вместе с родительской представляет собой хаос, они ощущают беспокойство и беспомощность предугадать ход событий.
  • Если дети привыкли жить, соблюдая примерный режим дня, у них меньше вопросов к родителям, и нет насущной необходимости постоянно командовать и указывать малышам, что им делать.
  • Так как садики и школы придерживаются режима, то соблюдение распорядка весьма способствует быстрой адаптации детей к образовательному учреждению.
  • Режим дня закладывает основы самодисциплины, что будет полезно для детей при вступлении во взрослую жизнь.

Планомерное распределение времени бодрствования, нормализованный режим сна, питания и занятий, строгое соблюдение гигиенических процедур – все это позволяет ребенку быть спокойным, уверенным и веселым. Как правило, нарушение распорядка дня мгновенно сказывается на малышах – они становятся либо гипер активными, возбужденными, либо плаксивыми и вялыми. Могут терять аппетит, капризничать, плохо засыпают.

Таким образом, мы определяем необходимость соблюдения распорядка дня и для мамы и для обоих детей. Осталось только приблизить, состыковать ритмы вашего старшего ребенка и малыша.

Основные моменты организации дня и режима для двоих детей

Чаще всего окончательный режим дня мамы с двумя детьми складывается тогда, когда младший достигает возраста полутора лет. Как ни странно, несколько легче состыковывается распорядок дня мамы погодков или близнецов, так как дети близки по своим потребностям. Но и в этом случае режим дня ребенка может сильно меняться в зависимости от его индивидуальности и темперамента.

В первые годы жизни до трех лет распорядок дня ребенка изменяется не один раз. А вот оставшиеся до школьного времени четыре года почти не затрагивают режим дня. С каждым этапом уменьшается необходимое в сутки количество сна, видоизменяется приемлемая для малыша пища.

Стоит заметить, что пока режим малыша, находящегося на грудном вскармливании, не стабилизируется, совмещать его с распорядком дня старшего ребенка не представляется возможным. Но если постепенно основные события в жизни грудничка, такие как еда, прогулка, купание, сон, будут происходить друг за другом, то ребенок быстро привыкнет, и с удовольствием будет следовать заведенному порядку. Ну а форс-мажор, который всегда имеет место, будет чем-то редким и не страшным.

Самое главное, состыковывая режим дня детей раннего возраста учитывать, чем будет заниматься старший ребенок, а чем – младший. Если стараться следовать последовательности действий хотя бы около месяца, то ритм жизни станет привычным и желанным для всех членов семьи.

Не стоит забывать, что распорядок дня – это понятие очень и очень гибкое. По мере взросления и роста каждого из детей он может, да и должен меняться. Каждый из детей переживает переход на двух, а потом и трехразовый сон, смена качества и количества пищи, количество занятий.

Основными компонентами, на которые следует ориентироваться при составлении распорядка дня для всей семьи, являются:

  • Сон
  • Прогулка
  • Занятия
  • Игровая деятельность
  • Отдых и свободное время
  • Прием пищи
  • Гигиенические процедуры

Именно эти основные моменты следует учитывать, разрабатывая собственный распорядок дня ребенка, мамы и малыша, изменяя длительность и содержание компонентов, в том числе режим сна ребенка, в зависимости от возраста и потребностей детей.

Таблица режим дня по Комаровскому

Примерный режим дня для двоих детей на один день

Планируя распорядок дня для детей, важное внимание уделите тому, сколько периодов сна у младшего ребенка. Если остальные моменты можно легко скорректировать, то сон – это тот фактор, который является основой для создания режима обоих детей.

Лучше всего, если режим дня ребенка дома будет совпадать с его режимом в детском дошкольном учреждении. Мы приведем примерные режимы дня в таблицах для мамы детей дошкольников, которые перешли на одноразовый сон, и режим дня для мамы детей-погодок, младший из которых еще спит два раза в день.

Таблица распорядка дня ребенка дошкольника и малыша

Таблица режим дня для мамы дошкольников старше полутора лет

О том, как одновременно уложить детей спать, или, что сложнее, уложить их по очереди в шахматном порядке, мы еще напишем, а о хитростях, помогающих организовать и сохранить время можно прочитать в статье “Как справиться одной с двумя детьми”.

Если есть возможность совместить сон малыша с первой прогулкой – смело совмещайте. Если дети охотно развиваются вместе – давайте добро, но если младший мешает при творческих и требующих сосредоточенности занятиях первенца, лучше запланировать их на время сна малыша, или самостоятельно занять младшего ребенка на это время интересной игрушкой соответствующей возрасту. Постарайтесь ощутить потребности детей и совместить их графики сна и бодрствования таким образом, чтобы было комфортно всей семье.

Режим дня: гибкость – залог равновесия

Не стоит забывать о том, что распорядок дня ребенка должен быть гибким, и если вы делаете все в нужной последовательности, но со сбоем в 20-30 минут – ничего криминального в этом нет. А еще режим дня ребенка должен учитывать характер и интересы обоих детей, быть разумным, и главное – он должен выполняться. Как же добиться этого, как приучить своих детишек, а главное – себя, к выполнению установленного распорядка?

  • Дети лучше всего все воспринимают в игровой форме – очень помогают такие мелочи, как картинки, расписания, галочки и флажки, будильники и таймеры, проигрывание ситуации с куклами.
  • Даже форс-мажор, например, приход бабушек или гостей, не должен слишком выбивать вас из графика.
  • Корректируйте режим в зависимости от самочувствия каждого из детей.
  • Не стоит заменять прогулки и активные игры телевизором или цифровыми устройствами – иначе энергия детей окажется нереализованной и это аукнется вам при укладывании на ночь.
  • Начните с себя. Если вы поведете детей от хаоса к режиму – они охотно пойдут за вами, пусть и не сразу.

Распорядок – это не твердые рамки, а примерный план на день. И если вам все удастся, то можно легко выполнять домашние дела либо в период сна детей, либо совместно с малышами, а вечер после половины десятого посвятить себе, мужу и хобби.

Почему так важен режим дня для вашего ребенка.

Ирина Митина
Почему так важен режим дня для вашего ребенка.

Почему так важен режим дня для вашего ребенка.

Я думаю, что для каждой мамы важно, чтобы ее ребенок был здоров, весел и правильно развивался, поэтому считаю, что правильная организация режима дня играет в этом не последнюю роль. Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием.

Каждый любящий свое чадо родитель мечтает, чтобы их ребенок вырос здоровым, полноценным, и, как же без этого, счастливым. Но это все зависит, представьте себе, именно от режима дня ребенка на разных этапах его взросления. И это начиная с первых дней жизни этого маленького киндерсюрприза. Мама и папа должны понимать, что маленький организм малыша должен функционировать правильно. Есть определенные показатели. И если организм не соответствует этим показателям, это отобразится в дальнейшем на ребенке отрицательно. Поэтому родители должны следить и за весом ребенка, и за ростом, и за температурой, и за содержанием сахара в крови. Это же здоровье малыша. И, – вот что важно, – за хорошие показатели отвечает именно правильный режим дня ребенка. Здесь должно быть не только правильное питание, но и верные ограничения, и разумные нагрузки. Это основа будущей полноценной и активной жизни будущего молодого человека.

В каждом маленьком ребенке –

И мальчишке, и девчонке –

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило! –

поется в песенке из мультфильма «Обезьянки, вперед!»

Какими скучными кажутся детям разные планы, режимы, ведь это все так предсказуемо! С другой стороны, для ребенка очень важна эта предсказуемость; и чем он младше, тем сильнее он привязан к определенной последовательности в течение дня. Для него это – гарант стабильности, спокойствия. Если по каким-то причинам сложенный «ритуал» внезапно разрушается, ребенок испытывает стресс. Доказано, что дети, растущие без утренних, вечерних «ритуалов», режима дня, чаще болеют! Распорядок дня важен для Вашего малыша! Главная задача – заинтересовать ребенка, превратить следование правилам в игру, другими словами добавить серым будничным делам ярких красок. Режим дня хорош тем, что одно действие следует строго за другим, а потом сменяется третьим – более приятным. Ребенок запоминает примерную продолжительность каждой процедуры и может без капризов стерпеть, потому что точно знает: дальше его ждет удовольствие.

Важно знать, что правильный режим – это в первую очередь рациональное распределение времени с различными видами деятельности ребенка. Соблюдение этого режима не просто выработывает в человеке пунктуальность и ответственность, но и способствует развитию личности. Организм малыша в определенный промежуток времени готовится к той деятельности, которую ему предстоит выполнить и многие физиологические процессы (засыпание, пробуждение, усвоение еды) будут протекать с минимальными затратами энергии, нервов и времени. Другими словами, продуманный режим дня делает ваше чадо дисциплинированным человеком, повышая работоспособность и при этом положительно влияя на его здоровье и умственную активность.

Сон. Полноценный сон – важный фактор не просто физического, а и психического здоровья вашего ребенка. Никогда не лишайте сна по причине смены ваших планов, или капризов малыша. Продолжительность его сна, как правило, зависит от условий, создаваемых взрослыми. За минимально короткое время обычно засыпают дети, родители которых приучили их укладывать в одно и тоже время ежедневно. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна? Ребенок становится очень капризным, плаксивым, вялым. Для того чтобы малыш вовремя засыпал, взрослым необходимо в течение дня «заполнить» его день двигательной активностью, общению с ровесниками на улице, в детском садике.

Прогулки на улице. Ежедневные продолжительные прогулки на свежем воздухе, активные игры с детьми – непременный пункт в распорядке дня малыша, так как прогулки закаляют его организм, влияют на психологический фон ребенка. Кроме того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.

Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику.

Питание. Один из главных пунктов режима дня – питание. Полноценное питание – это залог здоровья вашего чада. Наверно не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. Итак, режим дня нужен не только для удобства родителей, но и, в первую очередь, для здоровья самого малыш!

«Режим дня ребёнка» Большую роль в жизни ребёнка играет четкий режим дня. Правильное чередование, игр, занятий, отдыха, своевременное питание и часы сна. Режим.

Анкета для родителей при поступлении ребенка в детский сад (ранний возраст) Анкета для родителей 1. Как зовете ребенка дома, ласковое имя? 2. Есть ли у ребенка любимая игрушка, занятие? 3. Режим дня ребенка? (Когда.

Каким должен быть режим дня для детей дошкольного возраста?

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:30 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 19:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Режим дня ребенка: для чего нужен и как правильно его организовать?

Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей, поэтому грамотно организованный режим пойдет на пользу не только малышу, но и его родителям. Соблюдение правильного режима дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию, укрепляет здоровье малыша.

Нарушение привычного распорядка приводит к ухудшению настроения ребенка, его капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, – к ослаблению иммунитета.

Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие? С какого возраста нужно приучать ребенка к режиму дня?

Для здоровья и развития ребенка имеет большое значение режим дня. Он организовывает жизнь и ребенка, и родителей и помогает справиться с множеством дел спокойно, без суеты. Еда, сон и прогулки в определенное время дисциплинируют малыша, который привыкает к распорядку и легче перестраивается с одного занятия на другое. Создание режима дня в соответствии с рекомендациями детских врачей и педагогов необходимо для воспитания гармоничной личности.

Организм ребенка приспосабливается к определенному биоритму и к сроку настраивается на прием пищи или сон, а все органы и системы функционируют в нем слаженно. Нарушения этого режима являются причиной не только капризов, но и болезней. Важно поддерживать здоровье ребенка и создавать условия для его благополучного роста и развития.

Обычно дети, которые привыкли к четкому распорядку дня, отличаются бодростью, жизнерадостностью и уравновешенностью. При изменении режима дня они становятся капризными. Обычно это связано с началом посещения детского сада или школы, когда сложно сразу приспособиться к новым условиям, и дети переутомляются, раздражаются и от этого плачут. Постепенно они адаптируются к новому режиму и вновь становятся послушными, не вызывающими у родителей особых проблем.

Если ребенок посещает детское учреждение, то он и его родители вынуждены придерживаться определенного режима дня. У не посещающих такие заведения детей образ жизни зависит от родителей. Обычно мамы по часам кормят и укладывают спать детей первых лет жизни регулярно выводят их на прогулку и т.д. Если режим дня по какой-либо причине изменяется, то ребенок начинает капризничать, у него нарушаются сон и аппетит, появляются возбуждение или вялость. Справиться с таким ребенком сложно, к тому же страдает его здоровье, поэтому мамы стараются все делать вовремя.

Для прекращения каприза можно, подражая ребенку, имитировать его плач, а затем, гладя на него, постепенно делать голос тише и тише. Часто детей сбивает с толку такое поведение родителя, а каприз заканчивается совместным смехом и примирением.

Дети постарше не всегда соблюдают режим дня, так как сами еще не в состоянии контролировать его, а взрослые относятся к ним иногда попустительски . Дети могут увлечься мультфильмами, отказаться от дневного сна, расшалиться вечером. Все это дестабилизирует их психику и является причиной капризов и непослушного поведения по вине родителей. Конечно, бывают исключения из правил или обстоятельства, когда приходится немного изменить привычный распорядок дня, но в целом необходимо ему следовать.

Режим дня помогает воспитывать в ребенке самостоятельность. Он знает, что необходимо мыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном, и обычно без капризов соглашается это сделать. Распределение времени на различные занятия в течение дня и по дням недели помогает сделать нагрузку равномерной, в результате чего и ребенок будет менее подвержен переутомлению, а значит, учебно-игровая деятельность окажется более успешной.

В первые годы жизни закладывается характер ребенка, а к пяти годам он уже полностью сформирован, далее он будет только усиливаться, более отчетливо проявляться. Режим дня помогает выработать организованность, успевать выполнять действия в срок, способствует учебному процессу, который у малышей происходит в игровой форме.

У детей первых трех лет режим дня изменяется наиболее часто. Это связано с изменениями числа приемов пищи, продолжительностью ночного и частотой дневного сна. Распорядок дня направлен на воспитание и способствует росту, физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья, а также развитию речи.

Дети дошкольного возраста отличаются повышенной утомляемостью. Для них характерна неустойчивость нервных процессов и быстрая истощаемость нервной системы, что является одной из причин капризов. Чередование различных видов деятельности помогает поддерживать хорошую работоспособность в течение дня. Смена деятельности приводит к активизации различных зон коры головного мозга, поэтому у ребенка поддерживается тонус и не возникает выраженной усталости.

Жизнедеятельность организма человека имеет определенные биоритмы, связанные со сменой дня и ночи. В течение дня активность ребенка изменяется. Максимальная работоспособность отмечается в 8-12 и 16-18 ч. В период с 14 до 16 ч ребенок проявляет наименьшую активность. Именно поэтому занятия, которые могут вызвать переутомление, планируют на первую половину дня, а после обеда устраивают тихий час (обычно сон). Учет биоритмов в создании распорядка дня помогает оптимально распределить нагрузку ребенка.

Изменяется работоспособность и в течение недели. После выходных дней ребенок в понедельник адаптируется к существующему в детском саду или школе режиму. В последующие дни он втягивается в различные занятия, учебный процесс, игры и проявляет наибольшую работоспособность. К концу недели нарастает усталость и работоспособность снижается, что связано с недостаточной физической активностью (во время занятий детям приходится много сидеть, не все игры сопровождаются движением) и все нарастающей умственной нагрузкой. Именно поэтому рекомендуется с детьми играть в подвижные игры, больше гулять на улице, при планировании дня чередовать умственную и физическую нагрузку, во время продолжительных занятий в старшем возрасте проводить паузы-разминки. Если ребенок в течение дня сохраняет хорошую работоспособность, не переутомляется, то он психически более стабилен и меньше капризничает.

В дошкольном возрасте дети сохраняют бодрость на протяжении не более 5-6 ч, поэтому им необходим дневной сон. Режим дня помогает ребенку засыпать и просыпаться в одно время. Если есть полноценный ночной сон, а значит и отдых, то будет и хорошее настроение утром после пробуждения. Только это помогает избежать множества капризов в связи нежеланием вставать с постели, одеваться и отправляться в детский сад или школу. Хорошее утро помогает сохранить настроение на весь день родителям, которым не пришлось торопить ребенка, в спешке делать все за него, успокаивать плач и бежать потом на работу. Все происходит мирно, в спокойном ритме. Если ребенок не посещает детских учреждений и спешить некуда, то можно с ним позаниматься, поиграть в развивающие игры, приобщить его к домашним делам. В течение дня можно все успеть без конфликтов, если с утра хорошее настроение, а ребенок привык соблюдать режим дня. Вечер в таких семьях обычно тоже проходит в благоприятной обстановке – для детей находятся спокойные занятия, а родители успевают уделить время друг другу, ребенку и себе.

В некоторых семьях в выходные дни ребенок выбивается из ритма, к которому привык на протяжении недели. Уставшие от трудовой деятельности, родители утром могут подольше поспать, что затем приводит к сдвигу привычного режима дня. К тому же часть времени ребенок оказывается предоставленным сам себе. Это нарушает его психическую стабильность и приводит к капризам. Родителям следует найти в себе силы и проявить организованность, чтобы сохранить в доме благоприятный для всех психологический настрой. Если они могут в выходной день придерживаться привычного для ребенка распорядка дня, то в понедельник ему проще влиться в коллектив и справиться с учебными занятиями. Если ребенок накануне делал, что хотел, неограниченно смотрел телевизор, долго играл в шумные игры, то к следующему дню у него сохраняется утомленность, отмечается вялость или возбужденное состояние, что отражается на учебных занятиях, мешает заснуть в положенный час днем, приводит к конфликтам с другими детьми.

Режим дня для детей составляют с учетом физиологических потребностей. До 5 лет ночной сон должен занимать 10-11 ч., а дневной – 1,5-2,5. Всего ребенку положено спать 12-12,5 ч в сутки. Оптимально укладывать ребенка в кровать в период с 21 до 21 ч 30 мин, тогда утром, с 7 до 7 ч 30 мин, он проснется бодрым. Дневной сон у детей дошкольного возраста организуют так, чтобы пробуждение пришлось на период с 15 до 15 ч 30 мин. В таком случае во второй половине дня они вновь будут активны. Более позднее пробуждение будет сопровождаться вялостью до вечера и нарушит ночной сон. Как правило, это приводит к нежеланию ребенка выполнять просьбы взрослых, возбуждению вечером, плохому засыпанию и капризам.

Полноценному ночному сну уделяется большое внимание и потому, что ребенок, который не выспался, в первой половине дня отличается вялостью, плохим настроением, хуже справляется с заданиями, а к вечеру становится более активным. Он начинает шуметь, бегать, просит не включать телевизор, не желает готовиться ко сну. Ведь у него сопровождается капризами, а взрослые прилагают много усилий, чтобы привести все в норму.

Помочь ребенку приспособиться к соответствующему возрасту режиму дня можно следующим образом. Предупреждайте ребенка за 10-15 мин о том, что пора заканчивать игру, собирать игрушки и ложиться спать. По истечении данного времени проверьте, чтобы ребенок все сделал, помогите ему при необходимости. Не поддавайтесь его просьбам поиграть еще немного. Если ребенок уже проявляет самостоятельность и сам раздевается, вешает одежду на стул, чистит зубы, то выполнение этих действий помогает ему настроиться на сон.

Прием пищи в определенное время вызывает голод и аппетит к положенному часу, а значит, ребенка легче усадить за стол, а пища хорошо усвоится. Первый завтрак рекомендуется детям в 7-8 ч утра. До обеда, в 10-11ч, можно предложить ребенку второй завтрак. После прогулки на свежем воздухе и подвижных игр, ребенок с аппетитом съест обед.

Вечером играйте с ним только в спокойные игры, обратите внимание на содержание просматриваемых им мультфильмов и других телепередач (они не должны приводить ребенка в возбужденное состояние или вызывать тревожность и страх). Детям не рекомендуется длительно сидеть перед телевизором, так как это вредно не только пребываем в неподвижной позе, но и психическим переутомлением, нагрузкой на зрение. Успокаивающе действует на детей чтение книг, что и рекомендуется делать перед сном. Так вы побудите наедине с ребенком, уделите ему внимание и поможете заснуть.

Более организованные дети отличаются в детском саду и школе дисциплинированностью, способностью к обучению, коммуникабельностью и реже болеют.

Конечно, не стоит заставлять ребенка все делать точно по расписанию, непрерывно следя за часами. Иногда нужно учитывать сложившуюся ситуацию и позволить ребенку еще 5-10 мин поиграть, договорившись, что затем он обязательно сложит игрушки в коробку, или перенести прогулку на другое время из-за дождя, чуть раньше или позже накормить, если ребенок приболел и у него изменился аппетит. Взрослые могут проявить гибкость и решить, что важнее в данный момент для воспитания и здоровья ребенка, а жизненный опыт и мудрость им в этом помогут.

Материал подготовлен по данным: Е.Ю. Ярославцева: «Кризисы детского возраста: «Нет» капризам и истерикам». Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Источники:
http://polonskaya-blog.ru/rezhim-dnya-rebenka/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/03/09/rezhim-dnya-plyusy-i-minusy
http://dvoye-detey.ru/osoben/rasporyadok-dnya-rebenka-doshkolnika-i-malysha-tonkosti-sostykovki.html
http://www.maam.ru/detskijsad/pochemu-tak-vazhen-rezhim-dnja-dlja-vashego-rebenka.html
http://razvivashka.online/rezhim/rasporyadok-dnya-doshkolnika
http://www.omsk.kp.ru/daily/26702.5/3727266/
http://www.kp.ru/putevoditel/ya-mama/kak-pelenat-novorozhdennogo-rebenka/

Ссылка на основную публикацию