Кризис подросткового возраста: советы для родителей

Содержание

Рекомендации родителям подросткового возраста.
материал на тему

Уважаемые родители, мы предлагаем Вам рекомендации, чтобы помочь Вам справиться с трудностями во взаимоотношениях со своими детьми, т. к. подростковый возраст часто называют трудным.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_roditelyam_podrostkovogo_vozrasta.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям подросткового возраста.

“Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст”, писала Н.К.Крупская.

Уважаемые родители, мы предлагаем Вам рекомендации, чтобы помочь Вам справиться с трудностями во взаимоотношениях со своими детьми, т. к. подростковый возраст часто называют трудным.

В этом возрасте ребенок переживает очередной кризис на пути к взрослой жизни.

Психоло гический кризис — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Во время «проживания» данного кризиса, у подростка формируется особый набор комплексов.

Что же «подростковый комплекс» из себя представляет?

Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью; болезненная застенчивость с развязностью; желание быть признанным и оцененным другими, с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.

Степень выраженности проявлений кризиса напрямую зависит от социальной ситуации развития подростка.

Чтобы сгладить протекание кризиса, мы предлагаем следующие рекомендации:

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу подростка:

– бытовые: хорошее питание, полноценный сон, спокойная обстановка, удобное и уютное место для занятий и т.д.

– эмоциональные: вера в возможности ребёнка, надежда на успех (радуйтесь малейшим достижениям, высказывание любви и терпения в ожидании успеха);

– культурные: обеспечение ребёнка справочниками, пособиями, атласами и т.д.

2. Попытайтесь услышать своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для запоминания.

3. Попробуйте поделиться знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспеваете.

4. Помогите ребенку сделать его свободное время полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.

5. Желательно не сравнивать своего ребёнка, и его успехи с другими, лучше сравнить его с самим собой – это более обнадеживает.

6. Позвольте ребенку почувствовать, что Вы любите его независимо от успеваемости, замечайте познавательную активность даже по отдельным результатам.

7. Попробуйте сконцентрировать внимание подростка на различные виды деятельности, общения подростков, оказывайте помощь в налаживании контактов со сверстниками.

8. Развивайте познавательную и социальную активность подростков.

9. Полезно предоставлять подростку свободу в отношении того, в чем он нуждается (выбирать себе интересы, друзей, определять круг симпатий и антипатий, высказывать свое мнение).

10. Желательно чтобы ограничения были бы четкими и ясными.

11. По возможности будьте в курсе того, с кем дружит и куда ходит ваш ребенок, что он делает.

12. Детям необходимо постоянно ощущать вашу веру в них, особенно в неблагополучные для них периоды.

13. Если взгляды и ценности подростка расходятся с вашими, постарайтесь его не судить.

14. Постарайтесь не запрещать подростку с кем-либо дружить (запрет может привести к противостоянию с вашим ребенком).

15. Посоветуйте ребенку присмотреться к разным людям, прежде чем стать чьим – либо постоянным другом.

16. В разговоре с ребенком стремитесь избежать допросов, поддерживайте доверительные отношения с подростком.

17. Что бы ни делал ваш ребенок, пытайтесь понять причину, искоренить ее стремитесь вместе. Возможно в чем-то была и Ваша вина.

18. Родители должны привить ребенку три главных качества:

Мантия вождя достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и кто умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).

Предупреждение подростковой агрессивности

1. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

2. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.

3. Будьте тактичны и последовательны в предъявлении мер воздействия на ребенка.

4. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете сделать себе.

5. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

6. Не шантажируйте ребенка своими отношениям друг с другом.

7. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами.

8. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов

Общение с подростком.

  1. Беседу с подростком желательно начинать с дружеского тона.
  2. Когда ребенок что-то рассказывает, лучше всего быть внимательным слушателем, не отвлекающимся на посторонние дела.
  3. В процессе общения с подростком старайтесь проявлять к нему искренний интерес.
  4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
  5. Говорить следует доброжелательно, вежливо и тихо. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас.
  6. Диалог с подростком лучше всего начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  7. Постарайтесь избегать обращений, содержащих обвинения, осуждение: «Ты никого не уважаешь», «Сколько тебе можно напоминать?», «Ты опять включил без разрешения компьютер?», «Ты сядешь, наконец, за уроки?».
  8. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  9. Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
  10. Во время общения с подростком попробуйте вспомнить себя в его возрасте, посмотрите на вещи глазами подростка.

Самое главное: – каждый родитель в своем педагогическом арсенале имеет бесценный запас качеств, позволяющих ребенку расти и развиваться в позитивном, гармоничном окружении:

  • Внимание;
  • Сочувствие;
  • Сопереживание;
  • Терпение;
  • Требовательность;
  • Честность;
  • Откровенность;
  • Открытость;
  • Доброта;
  • Ласка;
  • Доверие;
  • Понимание;
  • Чувство юмора;
  • Умение удивляться;
  • Надежда и любовь;
  • Владение навыками общения с подростком.

В заключении следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных слов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ребенка требует правильных ориентиров. Такими ориентирами являются возрастные потребности детей и возрастные нормы их развития.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. .

Рекомендации родителям: Как пробудить интерес к чтению в подростковом возрасте.

В журнале “Школьный психолог” нашла практические советы о взаимоотношениях родителей с детьми старшего школьного возраста. Материал показался любопытным, несмотря на какую-то простоту. Эти реком.

Родительское собрание, презентация, анкетирование.

Общение родителей и детей-подростков. Обсуждение и рекомендации.Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство к своему ребенку-подростку, то значит пришло время изменить что-то в вашей со.

Больше всего родители начинают переживать за своего ребенка, когда тот вступает в период подросткового возраста. Задача мамы и папы – вовремя обратить внимания на необычное поведение ребенка и п.

Кризис подросткового возраста. Рекомендации психолога родителям.

Разберемся в терминах

Кризис (от греческого «kreses» — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как состояние, вызванное какой-либо причиной, или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Возрастной кризис — это период в жизни человека (как правило, в 3, 7, 11-13 лет), когда в течение относительно короткого времени (несколько месяцев, год) выявляются резкие и существенные психологические изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный оттенок.

Кризис подросткового возраста – это трудности в поведении детей возраста 12-15 лет.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости.

В первую очередь кризис связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки.

Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Психологические особенности детей, переживающих кризис подросткового возраста

В данный период времени у ребенка появляется чувство взрослости, зачастую, родительский авторитет обесценивается. В семье могут возникать частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки взрослых вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение подростки узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.

В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами протекания «запоздалого кризиса»:

  • особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет;
  • затяжная инфантильная позиция роли «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

В период подросткового кризиса ребенку хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подросток испытывает сильное желание быть самостоятельным, равными с родителями в правах.

Главная особенность подростка — это личностная нестабильность. Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, и формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.
Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выходят из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных переживаниях своих детей подросткового возраста.

Фазы подросткового кризиса:

  1. негативная, или предкритическая фаза, когда происходит изменение старых привычек, стереотипов;
  2. кульминационная фаза (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);
  3. посткритическая фаза, т.е. период формирования нового осознания своей личности, построения новых межличностных отношений и т.п.

Варианты протекания подросткового кризиса:

  • классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Некоторые психологи добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование — не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других;
  • чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных люднй, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у ребенка не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Рекомендации психолога родителям

1. Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста.

Родители должны отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития ребенка. Не считать его маленьким, когда ребенок уже начинает ощущать себя подростком. Но и «не толкать ребенка в подростковость насильно». Возможно, Вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

2. Родители должны с уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались.

Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы Вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Разница, согласитесь, существенна.

3. Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?»).

Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил (а)?»).

Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.

4. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки).

Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», Вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваш ребенок. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет не так.

Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок.

Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.

5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах.

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» желает Вам семейного благополучия и приглашает Вас посетить:

  • сеансы медицинского массажа для детей и взрослых;
  • консультацию врача-невролога и врача-аллерголога;
  • консультацию психолога;
  • цикл занятий по арт-терапии.

Получить более подробную информацию по работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону: 46-85-00

Статью подготовила: медицинский психолог – Е. О. Шахрай

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к нашей группе в Контакте.

Советы психолога: кризис подросткового возраста

«Что происходит с ребенком. »

«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст — это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития.

Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому pодителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса.

Физиологические основы кризиса подросткового возраста:
Подростковый возраст – это тот момент в жизни вашего ребенка, когда две «фабрики по производству гормонов» — гипофиз и щитовидная железа — начинают гонку по выполнению «пятилетки за 3 года». Они поставляют свою «продукцию» в кровь с такой активностью и скоростью, что заставляют большинство других эндокринных желез не отставать и тоже вступить в борьбу за звание «передовика производства».
В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запутанным взаимоотношениям», возникает:
Резкое увеличение роста и веса. В среднем, «скачок роста» происходит у мальчиков с 13 до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек — на два года раньше. Так же изменяются пропорции тела. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни подростка, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.
Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.
Бурное протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

Психологические основы кризиса подросткового возраста:
Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:
1. «Кризис независимости». Основные проявления:
Негативизм, Упрямство, Грубость, Бунтарство. Стремление во всем поступать по-своему. Противостояние авторитетам и иконоборчество. Ревностное отношение к личному пространству.
2. «Кризис зависимости». Основные проявления:
Чрезмерное послушание. Возврат к детским интересам и формам поведения. Зависимость от взрослых. Несамостоятельность. Инфантильность в суждениях и поступках. Подчинение мнению большинства. Стремление быть «как все». «Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:
Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.
Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания — максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.
Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.
A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:

Повышенный интерес к собственной внешности.
Стремление к независимости и свободе.
Группирование со сверстниками.
Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.
Потребность в уединении.
Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.
Резкость и безапелляционность суждений.
Ранимость в сочетании с показной холодностью.

Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.

10 советов родителям подростков

1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения. Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину… А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки… Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка. Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе. И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно. То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.

7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь. Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

Как пережить подростковый кризис с минимальными потерями

Развитие ребенка с детского возраста до взрослого периода сопровождается периодическими душевными кризисами. Возрастной ценз кризисных периодов следующий:

  • годовалый возраст;
  • в три-четыре годика;
  • семилетний кризисный период;
  • кризисные явления с 13 до 17 лет.

Возрастные кризисы — определение

Особо серьезными считают возрастные явления, которые происходят в 3-4 года и кризис 17 лет.

Кризис 4 лет у детей проходит более безболезненно, родители могут помочь своему малышу пережить этот процесс. Отечественная психология период взросления подростка считает самым сложным, поскольку начинается перестройка личности, подросток в этот период может полностью поменять взгляды. Родное дитя для родителей становится чужим непонятным человеком, способным на непредсказуемые поступки.

Особенности и периоды подросткового возраста

Следует уточнить, что границы подросткового кризиса индивидуальны для каждого подростка.

Характерные признаки кризиса у подростков

Кризис подросткового возраста подступает постепенно. Родителям очень важно распознать первые его проявления. Не надо делать вид, что ничего не происходит, что все пройдет само-собой. Признаки назревания кризиса у некоторых подростков начинают проявляться уже к 10 годам, другие вступают в проблемную стадию в 13-17 лет

Психологи считают, что, чем позднее проявляется возрастная проблема, тем острее протекают кризисные явления.

Характерными кризисными проявлениями можно считать:

  1. Тяга к обществу более старших детей или активизация общения с одногодками.
  2. У подростков проявляется резкая тяга к автономии, самостоятельности и независимости. Свое мнение он считает единственно-правильным.

Советы: Если родители стали замечать, что ребенок может общаться со ровесниками бесконечно долго, а в семье тяготится общением, отмалчивается, теряет интерес к семейным делам, значит проблема переходного возраста пришла в ваш дом. Пора незамедлительно посетить психолога и почитать специальную литературу.

Основные признаки кризиса подросткового возраста

Родителям надо знать, что криз в подростковом возрасте имеет свои «плюсы» — противоречия, разрывающие душу подростка нужны для того, чтобы сформировалась полноценная и гармоничная личность.

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет. У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко. Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
  3. 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.

Пути развития подросткового кризиса

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию. Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье.

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться.

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.

Советы: Родителям надо прислушиваться к «крику души» своего ребенка.

Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Советы: Процесс кризиса находится в зависимости от поведения взрослых. Папы и мамы, бабушки и дедушки должны быть очень терпеливы.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.

Основа проблем подростков — притиворечия

Как помочь подростку в преодолении кризиса

Даже очень любящие родители часто совершают много ошибок в воспитании детей. Трудным испытанием для многих является кризис 4 лет у детей. Советы психолога, полученные в этот период, годятся и для преодоления кризиса у подростка.

Советы родителям как пережить подростковый кризис

  • Любую проблему проще решить, если найти компромисс.
  • Все члены семьи должны выполнять единые требования и правила. Это позволит подростку чувствовать себя равным.
  • Родителям надо научить себя воспринимать ребенка, как личность, которая уже состоялась. Решая семейные вопросы, обязательно спрашивайте его мнение.
  • Научите его справляться с эмоциями и чувствами личным примером.
  • Проявляйте искренний интерес к его проблемам и увлечениям.
  • Подростка надо поощрять за успехи, оказывать поддержку в начинаниях.
  • Не надо сравнивать своего ребенка с прочими, не говорите ему, что он хуже других, поддерживайте его морально в трудных ситуациях.
  • Не надо оценивать негативные высказывания юноши или девушки.

Подростковый период – это пора взросления, которая наступает в 13 лет, сюда входит переходный период в 15-16 лет, кризис 17 лет. Возрастная психология описывает каждый год этого трудного периода душевного становления и помогает родителям и педагогам понять тонкости и нюансы поведения подростков.

Советы псиХОЛОГА: кризис подросткового возраста

Подростковый возраст: кризис подросткового

возраста

«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст – это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития.
Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому pодителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса.
Физиологические основы кризиса подросткового возраста:

Подростковый возраст – это тот момент в жизни вашего ребенка, когда две «фабрики по производству гормонов» – гипофиз и щитовидная железа – начинают гонку по выполнению «пятилетки за 3 года». Они поставляют свою «продукцию» в кровь с такой активностью и скоростью, что заставляют большинство других эндокринных желез не отставать и тоже вступить в борьбу за звание «передовика производства».

В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запутанным взаимоотношениям», возникает:

Резкое увеличение роста и веса. В среднем, «скачок роста» происходит у мальчиков с 13 до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек – на два года раньше. Так же изменяются пропорции тела. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни подростка, затем конечности – удлиняются руки и ноги – и в последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.

Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.

Бурное протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

2. «Кризис зависимости». Основные проявления:

  • Чрезмерное послушание
  • Возврат к детским интересам и формам поведения
  • Зависимость от взрослых
  • Несамостоятельность
  • Инфантильность в суждениях и поступках
  • Подчинение мнению большинства
  • Стремление быть «как все»

«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок ». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:

Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.

Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания – максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.

Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.

A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:

  • Повышенный интерес к собственной внешности.
  • Стремление к независимости и свободе.
  • Группирование со сверстниками.
  • Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.
  • Потребность в уединении.
  • Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.
  • Резкость и безапелляционность суждений.
  • Ранимость в сочетании с показной холодностью.

Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.

О том, как именно вы можете помочь себе и своему ребенку в этот важный период – подростковый возраст – читайте на страничке «Подростковый кризис или Как сберечь нервы и сохранить любовь?» Если у вас возникли вопросы, Вы можете пообщаться с нашими психологами на сайте on-line или проконсультироваться со специалистом по проблемам подросткового возраста в детском центре.

Как сберечь нервы и сохранить любовь?
«Был такой розовенький поросеночек, а выросло…»

Помните эти слова из знаменитой оперетты? Вашему ребенку пошел второй десяток, и мысли о том, «что же выросло», начинают посещать вас все чаще. Настало «великое» время подросткового кризиса. И сам собой встал вопрос: «Куда делся милый малыш? И как же теперь общаться с тем, в кого превратился «розовенький поросеночек»?»

В данной статье вы найдете практические рекомендации о том, как строить отношения с подростком в этот непростой период подросткового кризиса, чтобы уберечь свою нервную систему и не потерять контакт, теплоту и любовь с взрослеющим ребенком. Для того чтобы лучше понять предложенные здесь советы, нужно знать, на чем они основаны, т.е. иметь представление о том, что такое подростковый кризис.

Первым советом родителям подростка будет:

Расскажите подростку о том, что с ним творится. Для этого нужно выбрать подходящий момент, например, через какое-то время после незначительной ссоры, когда подросток «взорвался» на пустом месте. Начните разговор, когда вы оба уже «остыли», но память о произошедшем конфликте еще свежа. Постарайтесь полностью отказаться от обвинительной и уличающей манеры и вложить в свой рассказ максимум теплоты и понимания. Поведайте подростку о том, что происходит с его организмом и как это влияет на его эмоции и поведение. Дайте ему знать, что вы его понимаете и готовы поддержать, но не намерены спускать все с рук, т.к. он уже достаточно большой для того, чтобы учиться справляться со своими эмоциями и брать за них ответственность на себя. Вы можете сказать ему нечто, вроде: «Когда чувствуешь прилив злости, обиды или раздражения, остановись, глубоко вдохни и представь себе, как эти чувства уходят и растворяются вместе с выдыхаемым воздухом. Если потренируешься и научишься этому, ты будешь значительно реже ссориться с окружающими. Но, если тебе все же не удалось удержаться, и ты сорвался, найди в себе мужество открыто в этом признаться и извиниться»
Подростку очень полезно знать о физиологических причинах его эмоциональных всплесков, но этого не достаточно, т.к., помимо резких перепадов эмоций, подростковый кризис проявляется во множестве других вещей. Поэтому подросток очень нуждается в вашей любви, понимании и поддержке. Вот ряд рекомендаций о том, как вы можете их выражать:

Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить автономно. Поэтому и отношение к подростку должно быть соответствующее: необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью. Подросток нуждается именно в «контролируемой свободе», поскольку, как бы он ни кичился своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.

Ни в коем случае!

не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка!
Даже очень мягко и ласково сказанные фразы, типа «ты моя пышечка», «носатик мой любимый», болезненно отзываются в сознании подростка, и он начинает постоянно обращать внимание на указанный недостаток, пытается его спрятать, кажется себе уродливым и недостойным любви. Это может приводить к таким ужасным последствиям, как, например, пищевые расстройства (анорексия и булемия), которыми последние несколько лет страдает такое количество девочек-подростков, что это превратилось в мировую проблему.

Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить.
Подросток имеет право выбирать круг общения. Доверяйте своему ребенку и давайте ему право получать необходимый жизненный опыт, который он черпает из общения со своими друзьями. Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам). В таком случае начните с мягкого высказывания своего мнения о том вреде, который они способны нанести подростку, но не ждите мгновенной реакции. Наберитесь терпения и продолжайте мягко напоминать ему о недостатках его друзей, давая ему время самому понять, что за люди его окружают. Ведь, если вы попытаетесь директивно запретить контактировать с ними, это приведет лишь к вашему конфликту с ребенком, его страданиям и попыткам встречаться с друзьями за вашей спиной, например, вместо хождения в школу.

Интересуйтесь жизнью подростка.
Многие старшеклассники говорят о том, что их общение с родителями ограничивается лишь формальным ежевечерним вопросом «ну, как дела в школе?», на который они отвечают так же формально. За фразой «не лезьте в мою жизнь», на самом деле, скрывается огромная потребность подростка в понимании и интересе со стороны взрослых. Поэтому интересуйтесь жизнью ваших детей , их проблемами и переживаниями. И ни в коем случае не обесценивайте эти проблемы, даже если они кажутся вам совсем не значительными и по-детски наивными, ведь это жизнь вашего ребенка, поэтому, говоря «перестань, это же ерунда», вы обесцениваете саму его жизнь. А он нуждается в поддержке, мудром совете и понимании.

Не накладывайте жесткое вето на разговоры о сексе.
Склонность подростков «все опошлять», находя эротический подтекст даже в том, что, казалось бы, не имеет никакого отношения к сексу, есть не что иное, как доступное им снятие сексуального напряжения. Не бойтесь говорить со своим ребенком об интимной стороне жизни, т.к. подобные разговоры помогают ему сформировать адекватное отношение к той части действительности, которой он рано или поздно коснется.

Предоставляйте подростку место и время для уединения, т.к. он зачастую нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим собой, разобраться в своих чувствах и переживаниях, подумать о себе, своих проблемах, пофилософствовать и просто насладиться одиночеством.

Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли.
Не выкидывайте его вещей и не убирайтесь в его комнате без его ведома и согласия, т.к. в подростковом возрасте для ребенка огромное значение приобретает обстановка, в которой он живет. Она становится не просто выражением его внутреннего мира, а его частью. И он готов защищать ее также ревностно, как и пространство своих переживаний и мыслей. Так же старайтесь не донимать подростка расспросами о том, что с ним происходит, если он дает вам однозначно понять, что не хочет говорить в данный момент.

Но вам стоит всегда показывать подростку, что вы готовы его выслушать и поддержать.
Для этого вы можете использовать фразы, типа «если захочешь поговорить, я на кухне».

Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждения.
Просто поймите, что в данный период времени ваш ребенок так мыслит, и не в его власти это изменить. Не пытайтесь переубеждать подростка, ожидая мгновенного согласия. Вам стоит мягко показывать другие возможные точки зрения. И, поверьте, даже если ваш ребенок всем своим видом демонстрирует, что в корне с вами не согласен, он прекрасно вас слышит и в конечном итоге зачастую руководствуется вашим более мудрым мнением, хотя лишь в крайне редких случаях признается в этом.
Я часто слышу от подростков, чьим родителям удается вести себя подобным образом, такие фразы: «Моя мама – моя лучшая подруга. Я могу рассказать ей абсолютно все, и она всегда меня поддерживает и помогает советом».
Но бывают ситуации, в которых не помогает даже подобное мудрое и чуткое отношение. Тогда кризис подросткового возраста становится настоящей проблемой – подросток пускается во все тяжкие: перестает учиться, начинает употреблять алкоголь и наркотики, ворует и лжет, предпринимает попытки самоубийства и многое другое. В такой ситуации советами ограничиться не получится. Здесь нужна консультация квалифицированного психолога, который поможет подростку и его семье преодолеть это критическое время.

Кризис подросткового возраста: советы для родителей

Только треть всех побегов подростков из дома имеет патологическое основание — так называемую дромоманию. В остальных случаях подростки бегут по самым разным причинам. Например, побег может быть реакцией на конфликт или жестокое отношение. Иногда подростки убегают из дома, чтобы привлечь внимание. В таких случаях они обычно не убегают далеко, потому что на самом деле хотят, чтобы их поскорее нашли. Около половины побегов мотивированы желанием избавиться от наскучившей родительской опеки и поиском свободы. Главная опасность побегов в подростковом возрасте состоит в том, что эта модель поведения может перерасти в рефлекторный механизм.

Как себя вести родителям?

Главная ошибка родителей заключается в том, что, как правило, пережив сильный стресс из-за пропажи ребенка, они в бешенстве начинают обвинять своих «блудных» детей. Этого делать ни в коем случае нельзя. Родитель обязательно должен сказать ребенку о своих переживаниях, но сделать это надо в спокойной форме. Затем попытайтесь выяснить причину, по которой подросток сбежал из дома, и примите меры, чтобы ее устранить. Возможно, стоит смягчить свое отношение к подростку, дать ему больше свободы, и тогда он больше не станет убегать.

Воровство распространено среди подростков даже из финансово благополучных семей. В этом случае оно мотивировано не желанием заполучить вещь, на покупку которой не хватает денег, а другими факторами. Например, это может быть жажда приключений и адреналина, подражание сверстникам или же реакция на недостаток родительского внимания: подросток понимает, что если попадется, об этом сообщат его семье. Также воровство может быть реакцией на стресс, бессознательным способом отвлечься от других проблем, например, на учебе или в личной жизни: совершая нехарактерный для себя поступок, подросток пытаться вытеснить другие эмоции.

Как реагировать?

Прежде всего, родителям надо понимать, что единичный случай воровства не делает из подростка преступника. Это не повод навешивать на ребенка ярлыки. Неосторожные фразы могут отложиться в подсознании ребенка и ударить по его самооценке. Не стоит также сравнивать его поведение с поведением других детей. Вы должны поддержать ребенка, не дать ему замкнуться в себе, но в то же время объяснить, что он оступился и что так поступать нельзя. Если подросток украл что-то не из магазина, а у конкретного человека, то очень важно вернуть вещь законному хозяину, чтобы ребенок смог символически разрешить внутренний конфликт.

Понимание причины, толкнувшей ребенка на кражу, также может помочь справиться с проблемой. Например, если им движет недостаток адреналина, отдайте его в секцию экстремальных видов спорта. Если причина — недостаток внимания, начните проводить с ним больше времени, интересоваться его жизнью. Многие родители ошибочно считают, что подростки не слышат их, и сводят общение к минимуму. На самом деле ребенок всегда слышит своих родителей, даже если поступает наперекор тому, что ему говорят.

Увлечение играми в целом — нормальное явление для подростков. Тревогу стоит бить, когда оно становится важнее реальности. Признаки игровой зависимости следующие: ребенок стал менее общительным, все его разговоры сводятся к теме компьютерных игр, его не интересует учеба, друзья, а любые попытки родителей ограничить время, которое подросток проводит за компьютером, вызывают агрессию. Нередко дети, страдающие игровой зависимостью, перестают следить за своим внешним видом и страдают от провалов в кратковременной памяти.

Виртуальный мир затягивает подростков потому, что они не справляются со стрессом. Подросток познает окружающий мир и понимает, что он не такой светлый, как ему казалось в детстве. Еще одна причина, по которой подростки бегут от реальности, — одиночество и трудности в общении со сверстниками. Им кажется, что виртуальный мир дает им больше возможностей проявить себя.

Что делать?

Постараться найти удачное время, чтобы поговорить с подростком и предложить ему альтернативные способы проводить досуг. Не нужно силой забирать у ребенка компьютер или приставку — это только вызовет агрессию. Лучше попытайтесь выработать у подростка полезную привычку, которая поможет ему справиться с зависимостью. Например, можно дать ребенку интересную книгу и договориться, что он может сидеть за компьютером только после часа чтения. Если это сработает и ему понравится читать, можно расширять круг полезных привычек. Важно также понимать, в какие конкретно игры играет ваш ребенок: это может помочь найти заменитель в реальном мире. В то же время в случае игровой зависимости нужно учитывать степень пристрастия подростка. Если родители не могут справиться самостоятельно, нужно обратиться к специалисту.

В подростковом возрасте личная жизненная стратегия человека только начинает формироваться и еще во многом зависит от родительских директив — набора стереотипов, которые систематически внушаются ребенку с самого детства. Например, «мальчики не плачут», «хорошие девочки не прогуливают школу», «нужно всегда делиться». Если родители не объяснили ребенку в детстве, что в некоторых ситуациях необходимо проявить жесткость и дать отпор, он рискует стать жертвой буллинга. Подросток будет чувствовать, что его обижают, но не будет знать, как действовать, потому что в его системе координат отсутствует необходимая стратегия поведения.

Нужно ли вмешиваться?

Первое, что необходимо сделать, — выслушать ребенка, попросить его объяснить, почему, по его мнению, он подвергается травле, что его больше всего беспокоит, и спросить, какой конкретно он ждет помощи. Большинство подростков просто хотят, чтобы родители их выслушали и поддержали. Но если подросток не может самостоятельно справиться с ситуацией, то необходимо вмешиваться и отстаивать его интересы. Прежде всего, поговорите с классным руководителем и педагогами. Помните о том, что иногда дети жалуются на буллинг, желая привлечь внимание, поэтому важно убедиться в том, что подросток не пытается вами манипулировать. В то же время ни в коем случае не пытайтесь угрожать детям, которые обижают вашего ребенка, или их родителям. Это только обострит конфликт.

Развод — это психотравмирующая ситуация для ребенка, даже если сам процесс проходит относительно спокойно. К сожалению, разводы часто сопровождаются взаимными оскорблениями родителей. Бывшие супруги забывают о том, что для ребенка они на всю жизнь останутся родителями, вне зависимости от того, будут они жить как семейная пара или нет.

Как помочь подростку?

Бывшим супругам нужно найти в себе силы оставаться родителями, не будучи при этом мужем и женой, и придерживаться общей воспитательной стратегии. С ребенком нужно обязательно честно поговорить о том, что происходит, и попытаться объяснить ему, почему вы приняли такое решение. Надо быть готовым к тому, что во время первого разговора подросток будет, скорее всего, реагировать враждебно, но здесь работает схема пяти стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Поэтому дайте ребенку время подумать, пережить эти стадии, и вернитесь разговору несколько позже. Вероятно, подросток будет поднимать эту тему не один раз. Разговаривайте с ним столько, сколько он сам посчитает нужным, не пытайтесь расставить «все точки над и» одним решительным разговором и будьте готовы эмоционально поддержать подростка, потому что в сложившейся ситуации психологически ему труднее всех.

Подростки, которые всерьез задумываются о суициде, почти никогда не говорят об этом напрямую. Вместе с тем тревожные симптомы, на которые родителям стоит обратить внимание, могут проявляться как в поведении, так и на физиологическом уровне — у подростка могут резко измениться приоритеты в питании, появиться проблемы со сном или, напротив, он может начать спать больше обычного. Обычно это происходит, когда ребенок впадает в депрессивное состояние и предпочитает мир грез реальному миру. Раздражительность, апатия, молчаливость, потеря свойственного подросткам интереса к собственной внешности, различные проявления нервозности, ожоги, порезы и царапины на теле — наличие хотя бы нескольких признаков должно насторожить родителей.

Как себя вести?

Не говорите ребенку напрямую, что догадываетесь, о чем он думает, и не пытайтесь его допрашивать или контролировать. Попробуйте немного побыть сторонним наблюдателем, который отмечает малейшие изменения в поведении, но не вмешивается, если не происходит критических изменений. Ваша главная задача — донести до подростка мысль о том, что вы беспокоитесь за него и сопереживаете вне зависимости от того, по какой причине он несчастен. Напомните ребенку о том, что вы любите его, несмотря ни на что.

Отказ от учебы может быть формой протестного поведения в случае, если родители принуждают ребенка делать уроки и ходить в школу, а не пытаются его мотивировать. Другая распространенная причина, по которой ребенок может отказываться учиться, — если ему плохо среди ровесников, например, он подвергается буллингу в классе или же стыдится своих оценок.

Что делать?

В этой ситуации главное — разобраться в причинах. Если у ребенка нет мотивации, задача родителей — в доброжелательной форме и аргументированно объяснить ему, почему навыки, которые он приобретает в школе, могут пригодиться ему в жизни. Спросите у ребенка, чем он хочет заниматься, когда вырастет. Например, сейчас многие подростки говорят, что хотят быть блогерами. В таком случае объясните, что для этого необходимо уметь грамотно формулировать свои мысли и хорошо писать. Если же ребенок не хочет ходить в школу, потому что он подвергается травле со стороны сверстников, то нужно, прежде всего, решать эту проблему. Если ребенок стыдится неуспеваемости, то нужно помочь ему восполнить недостающие знания. Возможно, стоит нанять репетитора, который подтянет ребенка, и ему больше не будет стыдно в школе.

Подростки часто хотят выглядеть старше, чем они есть, и им кажется, что мат — один из способов достичь желаемого, особенно если они постоянно слышат,
как матерятся взрослые вокруг. Также нецензурная брань может выступать способом выражения негативных эмоций. Это происходит, когда родители
не научили ребенка конструктивно рассказывать о своих чувствах.

Как реагировать?

Объясните подростку, что мат не делает его взрослым и крутым. Попробуйте поговорить с ребенком о его эмоциональном состоянии и попросите
его сделать это без нецензурных слов. Он должен понять, что существуют другие способы выражать эмоции. При этом не пытайтесь исследовать внутренний мир подростка: если он не хочет о чем-то говорить, то не стоит вытаскивать из него эту информацию клещами. Важно предоставлять подростку личное пространство, где он может успокоиться и справиться со стрессом.

Наша служба абсолютно бесплатна и анонимна. Этим она и привлекает подростков: если ребенок позвонил и ему не понравился разговор, он в любой момент может бросить трубку. Так он чувствует себя защищенным.

В основном к нам обращаются дети с 11 лет и старше. Подростки, которые нам звонят, часто просто хотят выговориться. Даже если ребенок говорит о суициде, в большинстве случаев он на самом деле не хочет убить себя, а просто подает сигнал SOS. Жизнь кажется ему невыносимой, он пребывает в отчаянии, и наша задача — помочь ему понять, что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию.

Если же звонят родители, которые, например, замечают у своего ребенка суицидальные наклонности, то наша задача — донести до них, что ребенок чувствует и что он хочет выразить разговорами о самоубийстве, потому что зачастую это не более чем форма подачи рассказа о своей проблеме. Просто подросток никак по-другому не может рассказать о своих переживаниях и прибегает к максималистским приемам и угрозам. Мы разговариваем с родителями, выясняем, что завело их отношения с ребенком в тупик и почему они перестали его понимать. Часто родителям бывает трудно пробираться через подростковую закрытость и колкость. Родители остро реагируют на все подростковые «не хочу», «не буду» и «отстаньте» и перестают разговаривать с ребенком. В этом случае они сами некоторым образом становятся детьми. Но в этом-то и заключается разница между родителем и ребенком: взрослый должен понимать, что подростку трудно — и поэтому он так себя ведет, а не потому, что он хочет оскорбить маму или папу. Если он с ними не разговаривает или если он сейчас им грубит, это не значит, что они ему не нужны. Он как бы и хочет отделиться от родителей, но в то же время нуждается в их поддержке. И это и есть тот самый конфликт, через который трудно проходят и дети, и взрослые.

Поход к психологу не нужно откладывать до того момента, когда ситуация станет критической. Мы советуем обратиться к специалисту, не дожидаясь, когда ребенок уйдет из дома или вообще не будет разговаривать с родителями. По большому счету, всем родителям и подросткам, даже тем, что относительно спокойно переживают период взросления, стоит периодически обращаться к психологу, чтобы научиться конструктивно подходить к анализу проблем.

Иногда подростки сопротивляются походу к психологу. В этом случае родителям стоит попробовать заинтересовать ребенка, показать ему, что ничего страшного или постыдного в этом нет. Можно попробовать групповые тренинги — так подросток не будет чувствовать себя «ненормальным».

Кризис подросткового возраста: что надо знать родителям

Любая мама переживает со своим ребёнком все его самые сложные жизненные этапы, в том числе и кризис подросткового возраста. В этот период и маме, и самому подростку приходится нелегко.

Для того, чтобы преодолеть его без тяжёлых потрясений, родителям подростков нужно обладать некоторыми знаниями, с которыми сегодня их и познакомит сайт «Красивая и Успешная».

Особенности подросткового возраста

В возрасте от 11 до 17 лет ребёнок переживает бурные изменения, которыми сопровождается сложный процесс его перехода из мира детства в большой мир взрослой жизни.

Перемены начинаются с внешности ребёнка.

Одной из физиологических особенностей подросткового периода можно назвать непропорционально большие размеры его головы, ступней и кистей рук по отношению к остальным частям тела. Именно из-за этого ученики и ученицы 6-9 классов обычно выглядят нескладными и угловатыми.

Внутри организма подростка происходит бурная перестройка.

Его половые железы начинают интенсивно работать, выбрасывая в кровь огромное количество гормонов. У ребёнка появляется повышенный интерес к сексу.

Но о кризисе подросткового возраста родители и педагоги начинают говорить в тот момент, когда у ребёнка проявляются следующие особенности:

  • Пререкания со взрослыми по любому поводу.
  • Упрямство, нежелание принимать советы родителей.
  • Странное чувство юмора, стремление смеяться над всем, что его окружает.
  • Грубость и высказывания, шокирующие цинизмом.
  • Обидчивость, болезненное самолюбие.

Все эти черты вызывают у родителей подростков тревогу и недоумение. Им начинает казаться, что дети делают им всё назло. И кризис переходного возраста у подростка может стать причиной серьёзного семейного разлада, если мама не сумеет понять и поддержать своего ребёнка в столь сложный для него период.

Кризис подросткового возраста: причины сложностей в отношениях с подростком

Любое отклонение в поведении детей переходного возраста вполне поддаётся объяснению.

  • Медики утверждают, что в крови у подростков содержится настоящий гормональный коктейль, который в буквальном смысле заставляет кровь бурлить. Именно это является главной причиной подростковой вспыльчивости, нетерпимости, эмоциональности и ранимости. В поисках путей избавления от психологического напряжения, мальчики и девочки этого возраста пробуют самые разные средства релаксации, в том числе секс, алкоголь и наркотики.
  • Подростки по росту почти догоняют родителей и старших детей в семье. Разумеется, они чувствуют себя «большими» и пытаются отстоять свои права на самостоятельность. В то же время психологически они ближе к детям, которые совершенно не понимают, почему они кому-то что-то должны. Отсюда их нежелание брать на себя ответственность и отказ от выполнения обязанностей, навязанных им взрослыми.
  • Кризис у подростков часто проявляется в вызывающем внешнем виде, за которым обычно молодой человек или девушка прячет ряд своих комплексов по поводу внешности. Сайт sympaty.net уверяет родителей: пирсинг, тату, стиль «эмо», готические наряды, экзотические причёски, яркий цвет волос, стиль гранж – всё это лишь попытки выразить свою индивидуальность и отвести взгляд прохожих от недостатков внешности, которые обязательно у себя находит каждый подросток. Обычно стремление выглядеть как-то особенно ближе к концу переходного возраста у него исчезает само собой.
  • Подросткам очень важно, чтобы окружающие их принимали, немалую роль для них играет авторитет среди ровесников. Друзья для детей трудного возраста значат порой даже больше, чем родители, которые, как кажется подросткам, их просто не могут понять. Опыт приобретения новых друзей среди ровесников, установления дружеских связей, поиска собственной роли в своей группировке очень важен для подростка. Это помогает ему социализироваться, научиться договариваться с окружающими, выработать свой индивидуальный стиль поведения.

Часто родители развязывают настоящую войну с приятелями своего ребёнка за авторитет. И обязательно в такой ситуации проигрывают, поскольку одной из особенностей кризиса переходного возраста является отрицание мнений и позиций, которые навязываются извне.

Большинству детей переходного возраста важно на себе испытать истинность тех или иных теорий, а свою жизненную позицию им хочется выстроить на принципах, к которым они пришли сами.

Это вполне естественное желание, поэтому препятствовать ему нельзя.

Для того, чтобы уберечь детей от непоправимых ошибок, родители должны научиться незаметно подталкивать их к тем или иным жизненным выводам.

Контролировать жизнь детей, которые испытывают кризис переходного возраста, довольно сложно. И всё же мудрые родители справляются с этой задачей.

Решить её любой маме поможет владение некоторыми психологическими приёмами.

Психологический кризис переходного возраста: что рекомендуют психологи

Главная задача родителей подростка – помочь ему пройти путь взросления без ошибок, которые невозможно исправить. Для этого очень важно ребёнка в данный период его жизни научить контролировать свои эмоции.

  • С подростком нужно разговаривать спокойным уверенным тоном. Если в процессе общения вспыхнет ссора и ребёнок уйдёт в свою комнату, хлопнув дверью, как это обычно происходит в подобных ситуациях, маме или папе нельзя занимать позицию обиженного. Подождав минут двадцать, можно продолжить разговор, объяснив при этом ребёнку, что в его вспыльчивости виноваты гормональные изменения, однако эмоции всё же нужно держать на контроле: разговор в таком тоне обижает и ранит близких людей.
  • Бурлящую кровь подростков можно усмирить, направив его кипучую энергию в нужное русло, например, на занятия спортом или на какое-нибудь творчество.
  • Подростку важно помочь реализовать свой потенциал. В этом ему помогут занятия по интересам. Различные кружки и секции не только отвлекут внимание ребёнка в переходном возрасте от опасных интересов, но и повысят его самооценку, а также расширят круг общения.
  • Поскольку подростковый кризис у детей характеризуется очень болезненным восприятием собственных внешних недостатков, родителям важно найти во внешности сына или дочери несколько привлекательных черт, обратить на них внимание ребёнка, объяснить, что людей без недостатков не бывает.
  • Преодолеть кризис подросткам помогают близкие друзья. Роль такого друга для юноши или девушки может сыграть питомец, например, собака.

Бывают ситуации, когда кризис подросткового возраста протекает особенно остро и проблемно. Дети начинают употреблять наркотики, алкоголь, ведут беспорядочную половую жизнь, сбегают из дома. Такие проблемы решить без помощи профессиональных психологов не получится.

Источники:
http://profilaktika.tomsk.ru/?p=12738
http://shereshevo-school.pruzhany.by/?p=806
http://detki.guru/psihologiya-rebenka/kak-perezhit-podrostkovyj-krizis.html
http://21orsha.schools.by/pages/sovety-psihologa-krizis-podrostkovogo-vozrasta
http://snob.ru/children/krizis-nezhnogo-vozrasta/
http://www.sympaty.net/20141218/krizis-podrostkovogo-vozrasta/
http://kakgovorit.ru/lechenie-zaikaniya-u-detej

Ссылка на основную публикацию