Суицидальное поведение подростков: признака готовящегося суицида

Суицидальное поведение подростков

Подростковый суицид – важная и острая проблема нашего времени. Которую, однако, можно решить, зная предпосылки, особенности возникновения суицидального поведения. Об этом сегодня и пойдет речь.

Скачать:

Вложение Размер
suicidalnoe_povedenie_podrostkov.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни.

К суицидальному поведению относятся суицидальные мысли, представления, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид.

Особенности суицидального поведения подростков.

Суицидальное поведение подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности.

Суицидальная активность резко возрастает с 14 – 15 лет и достигает своего максимума в 16 – 19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия. В сознании происходит как бы раздвоение: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою «временную» гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидальной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких – то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. Подросток по причине своей некомпетентности может выбрать сильнодействующие лекарственные препараты, очень похожие на витамины, для демонстративно – шантажного поведения. И наоборот, иногда безобидные способы суицида, с точки зрения взрослого, свидетельствуют об искреннем желании уйти из жизни. Специалисты предлагают все суицидальные попытки расценивать как истинные и подвергать их глубокому анализу.

Средний подростковый возраст характеризуется наличием философской интоксикации: подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, происходит нравственное самоопределение.

При исследовании психотравмирующих обстоятельств, приведших к суициду, выявлено, что по сравнению со взрослыми суицидентами, конфликт у подростков был более кратковременный, его длительность составляет от нескольких дней до года. Суицидальные конфликтные ситуации могут складываться для подростка могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение прогнозировать последствия своих поступков и предвидеть исход сложившейся ситуации создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной, что подчас недооценивается окружающими взрослыми.

В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых:

• печальное настроение
• чувство скуки
• чувство усталости
• нарушение сна
• соматические жалобы
• неусидчивость, беспокойство
• фиксация внимания на мелочах
• чрезмерная эмоциональность
• замкнутость
• рассеянное внимание
• агрессивное поведение
• непослушание
• злоупотребление алкоголем или наркотиками
• плохая успеваемость
• прогулы школы.

Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни?

У подростков, как правило, нет совпадения конечной цели самоубийства – смерти – и его психологического смысла. Анализ результатов опроса подростков – суицидентов позволили установить, что часть из них хотели «дать понять человеку, в каком он отчаянии», другие думали «заставить раскаяться человека, который плохо с тобой обращался», третьи своим поступком решили показать «как ты любишь другого», некоторые надеялись «повлиять на другого, чтобы он изменил решение», часть расценивали свою попытку как «призыв, чтобы пришла помощь от другого». Независимо от формулировки, более половины суицидов – это обращение к другому человеку, причем значимому другому. Подростком руководит не желание умереть – целью самоубийства выступает желание повлиять на другого.

У подростков причины суицидального поведения равномерно распределяются между любовными конфликтами, конфликтами с родителями и неприятностями в школе.

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье . Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Руководствуясь подобными стереотипами, суициденты рассматривают посягательство на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффектности действий.

Первичная профилактика суицидального поведения.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении подростка ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

• недостаток сна или повышенная сонливость
• нарушение аппетита
• признаки беспокойства, вспышки раздражительности
• усиление чувства тревоги
• признаки вечной усталости, упадок сил
• неряшливый внешний вид
• усиление жалоб на физическое недомогание
• склонность к быстрой перемене настроения
• отдаление от семьи и друзей
• излишний риск в поступках
• выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах
• открытые заявления: Ненавижу жизнь; Не могу больше этого выносит; Жить не хочется; Никому я не нужен.

Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

В случае подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка беседу с ним можно строить следующим образом: «Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит?»

В случае открытого суицидального высказывания следует обсудить эту проблему с подростком: «Ты надумал покончит с собой? Как бы ты это сделал? А если ты причинишь себе боль? ты когда – нибудь причинял себе боль раньше? Что произошло в тот период? Если бы я попросил не причинять себе боль, ты бы смог отказаться от своих намерений? Что мешает тебе дать обещание? Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Помогло бы это тебе теперь? От кого бы ты хотел получить помощь? Знают ли твои близкие, что тебе трудно сейчас?» Такая беседа является первичной формой профилактики у подростка и может быть проведена любым человеком, находящимся рядом с подростком, переживающим кризис душевного состояния. Необходимо помнить о серьезном отношении ко всем угрозам. Слушайте внимательно. Собеседник должен почувствовать, что вы не равнодушны к его проблемам. Настаивайте на том, что самоубийство неэффективный способ решения всех проблем. Пытайтесь заключить соглашение о несовершении самоубийства. Основным пунктом соглашения должно быть обещание подростка не причинять себе боли никаким образом. Если вы должны уйти, оставьте подростка на попечении взрослого. Пригласите специалиста или проводите подростка к тому, кто сможет вывести подростка из кризисного состояния.

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Общие сведения

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений. Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Причины суицидального поведения

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Патогенез

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков. Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств. В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими. Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих. Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Классификация

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Симптомы суицидального поведения

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности. Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна. Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями. Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества. Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Осложнения

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног. После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни. Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа.Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

Лечение суицидального поведения

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз и профилактика

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей. Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

Признаки готовящегося самоубийства

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

«Суицид в школе»

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

• Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.

• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

ЧЕРТЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

· кратковременные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

· конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

· суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

· суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки “игры на публику”;

· суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

· средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Причины проявления суицида

· Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

· Резкое повышение общего ритма жизни

· Алкоголизм и наркомания среди родителей

· Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

· Алкоголизм и наркомания среди подростков

· Неуверенность в завтрашнем дне

· Отсутствие морально-этических ценностей

· Потеря смысла жизни

· Низкая самооценка, трудности в самоопределении

· Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Предпосылки проявления

· Личностные (напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта)

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ:

· Установите заботливые взаимоотношения с ребенком

· Будьте внимательным слушателем

· Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации

· Помогите определить источник психического дискомфорта

· Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

· Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы

· Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:

1) не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2) доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

3) не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4) дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5) сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6) говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

7) постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8) убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9) не предлагайте упрощенных решений;

10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние; 14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Динамика развития суицидального поведения

Первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним и проводить иные профилактические действия.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2).Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе “без родины и флага” чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением “как жить дальше” (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4). Дисгармония в семье.

5). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их напопытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, гдеребенок проводит значительную часть своего времени.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

Признаки суицидального поведения у подростков

Признаки суицидального поведения у подростков

Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни – это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).

Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:

• Тоскливое выражение лица.

• Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.

• Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица).

• Амимия (отсутствие мимических реакций).

• Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.

• Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.

• Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).

• Склонность к неоправданно рискованным поступкам.

• Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.

• Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.

• Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».

• Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).

• Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.

• Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

• Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.

• Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.

• Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими

• Расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные ключи (что проговаривает ребенок):

• Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

• Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

• Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

• Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор , то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).

• Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Основными «инструментами» педагогов и специалистов СППС для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей предметников), данные медицинской документации.

Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.

Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.

11 признаков суицидального поведения

Цифры и факты
Покончить с собой пытаются в три раза больше женщин, чем мужчин, но убивают себя в четыре раза больше мужчин, чем женщин. Это связано с тем, что мужчины чаще пытаются убить себя при помощи огнестрельного оружия.

Огнестрельное оружие — преимущественно «мужской» способ рассчитаться с жизнью.

Каждые 8 из 10 потенциальных самоубийц заранее предупреждают о самоубийстве. Поэтому человек, который грозится совершить самоубийство, должен восприниматься серьёзно.

В группе риска самоубийств гораздо больше пожилых людей, чем подростков.

Самые высокие показатели по количеству самоубийств приходятся на весенний период. Считается, что это связано с изменением уровня естественного освещения.

Одна из трёх смертей происходит из-за алкоголизма.

Самый высокий уровень самоубийств — в богатых странах. Например, в Латинской Америке и Бразилии самые низкие показатели, а в России, Японии и Франции — одни из самых высоких.

Только 1 из 20 попыток самоубийства увенчивается успехом.

Пик самоубийств приходится на понедельник, самый стрессовый день для большинства людей.

Но распознать признаки суицидального поведения у человека из своего близкого окружения довольно сложно, поэтому мы собрали 11 поведенческих сигналов, которые должны насторожить:

Потеря свойственной ранее энергии — обычно проявляется как постоянное чувство скуки и усталости.

Затяжные нарушения сна и аппетита. Человека преследуют страшные сны, возможны картины катаклизмов, катастроф, аварий с гибелью людей или собственной гибелью или зловещими животными. Также возможно как нарушение аппетита, так и его полное отсутствие.

Чрезмерная самокритичность или постоянное чувство вины. Может проявляться и как выраженное чувство несостоятельности, стыда, неуверенности в себе. Также этот синдром может маскироваться под нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью.

Страх, тревожность и агрессия. Депрессия проявляется как в меланхолии, так и в несвойственном ранее человеку беспокойстве, бессоннице, тревожности. Именно такой вид депрессии чаще приводит к самоубийству, ведь нервная система постоянно напряжена, и человек «устаёт жить».

Длительные проблемы со здоровьем. Потеря здоровья и независимости, проблемы со зрением и слухом могут подтолкнуть людей к мыслям о прекращении своих страданий.

Депрессия — самый верный спутник суицидального поведения. Чем сильнее депрессия, тем тяжелее увидеть просвет в жизни и найти причины жить. В состоянии депрессии риск смерти действительно увеличивается в 20 раз! Явные признаки депрессии — это печальное настроение, уныние, потеря интереса к прежним увлечениям или, наоборот — повышенная нервозность.

Разговоры о самоубийстве. Человек часто говорит на эту тему, проявляет слишком сильный и постоянный интерес к этой теме.

Покупка средств увечий — самый очевидный признак. Например, наличие у человека пистолета повышает риск самоубийства в доме в 10 раз. Из огнестрельного оружия совершается 10 % попыток всех самоубийств. Причём огнестрельное оружие — это «мужской» способ рассчитаться с жизнью.

Важно!
Родители находящихся в депрессии подростков должны просматривать историю посещения сайтов на предмет поиска информации о самоубийстве и при нахождении — срочно обращаться за специализированной помощью.

Поиск информации о самоубийствах (в Интернете, в книгах, прессе, кино). Интересующие человека темы отображаются в том, что его окружает, чем он интересуется. Присмотритесь, какую книгу человек читает, какие фильмы смотрит, какие сайты посещает. На это важно обращать внимание, если ваш близкий долго пребывает в состоянии уныния.

Употребление спиртного или наркотиков. Особенно стоит беспокоиться, если раньше человек не был склонен к данным пагубным пристрастиям, а также, если состояние наркотического опьянения позволяет человеку чувствовать себя эмоционально лучше.

Предыдущая попытка самоубийства или наличие примера самоубийств — например, в близком окружении, особенно со стороны родителей или друзей. Семейная история депрессии увеличивает вероятность того, что отпрыски будут также от неё страдать, на 11 %.

Что делать?

Если в поведении близкого вам человека вы заменили хотя бы несколько вышеприведённых признаков, не стоит закрывать на них глаза. За неярко выраженными — нужно как минимум пристально наблюдать. При явных симптомах — действовать без промедления.

Как минимум — проявлять к человеку больше внимания, заботы, больше с ним разговаривать, выяснить, что с ним происходит, что его беспокоит, попытаться понять и примерить на себя, разделить с ним то, что его гнетёт, и приложить максимум усилий для решения его проблем.

В том числе, если вы заметили признаки суицидального настроения, нужно:

– Не бояться «сделать лишнего» или обидеть человека своим вниманием и попытками помочь.

– Окружить заботой, вниманием, на самом деле вникнуть в глубинные переживания человека и попытаться их понять.

– Позвонить специалисту на горячую линию доверия.

– Обратиться за помощью к психиатру в психоневрологический диспансер.

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки


Факторы риска суицидального поведения у детей и подростков

Факторы риска отличаются в зависимости от возраста. Более чем половина случаев суицидального поведения у подростков развивается из депрессивных расстройств. Другими предрасполагающими факторами являются суициды у членов семьи или близких родственников, смерть кого-то из членов семьи, злоупотребление психоактивными веществами, а также кондуктивное расстройство. Более неотложными провоцирующими факторами могут быть потеря самооценки (например, в результате доводов членов семьи, унизительного воспитательного эпизода, беременности, неудачи в школе); расставания с подругой или другом; потеря знакомого окружения (школы, соседей, друзей) вследствие переезда. Другими факторами могут быть интенсивное давление со стороны родителей, требующих достижений и успехов, сопровождающееся чувством, что он не оправдывает ожиданий. Часто поводом для суицида является попытка манипулировать или наказать кого-то, с мыслью: «Вы будете винить себя после того, как я умру». Рост суицидов отмечается после широко освещенного в прессе суицида (например, рок-звезды) и в отдельных общественных группах (например, школа, студенческое общежитие), что указывает на силу внушения. Раннее вмешательство для поддержки молодежи в подобных обстоятельствах может быть эффективно.

Признаки суицидального поведения у детей и подростков

Почти каждый четвертый подросток думает о совершении самоубийства. Среди маленьких детей суицидальные мысли могут появиться в том случае, если они стали жертвами насилия.

Очень важно, чтобы вы принимали все признаки суицидального поведения всерьез и в случае их появления немедленно обращались за помощью к врачу. Если же вы сами ребенок или подросток и у вас возникло желание совершить самоубийство, поговорите об этом немедленно с родителями, друзьями или врачом.

Некоторые проблемы в жизни ребенка или подростка могут лишь вызвать мысли о самоубийстве, но некоторые события могут стать его причиной.

К проблемам, которые способны вызвать мысли о самоубийстве относят:

  • Депрессия или другое психическое заболевание, например, биполярное расстройство или шизофрения.
  • Родители, которые страдают депрессией или алкогольной или наркотической зависимостью.
  • Попытки совершить самоубийство в прошлом.
  • Друг, ровесник, член семьи или кумир, которые недавно совершили самоубийство.
  • Насилие в семье.
  • Пережитое сексуальное насилие.

К проблемам, которые могут спровоцировать попытку самоубийства, относят:

  • Наличие в доме и доступ к оружию, таблеткам или другим средствам самоубийства.
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
  • Стать невольным свидетелем совершения самоубийства членом семьи.
  • Проблемы в школе, например, плохая успеваемость, плохое поведение или частые прогулы уроков.
  • Потеря одного из родителей или близкого родственника из-за смерти или развода.
  • Стресс, вызванный половым созреванием, хроническими болезнями и заболеваниями, передающимися половым путем.
  • Замкнутость и нежелание поговорить о своих чувствах с другими людьми.
  • Неопределенность, связанная с нетрадиционной сексуальной ориентацией (бисексуальность или гомосексуализм).

Наиболее распространенные признаки суицидального поведения включают:

  • Выражение суицидальных мыслей.
  • Одержимость смертью в разговорах, рисунках или сочинениях.
  • Раздача собственных вещей.
  • Отчужденность от друзей и родственников.
  • Агрессивное и грубое поведение.

Другие признаки включают:

  • Уход из дому.
  • Опасное для жизни поведение, например, неосторожная езда или неразборчивость в сексуальных связях.
  • Равнодушие к собственному внешнему виду.
  • Смена индивидуальности (например, активный ребенок становиться слишком тихим).

Симптомы депрессии, которые могут привести к самоубийству, включают:

  • Равнодушие к когда-то любимым занятиям.
  • Изменение привычного графика сна и аппетита.
  • Трудности при сосредоточивании и мышлении.
  • Жалобы на постоянное чувство скуки.
  • Жалобы на головные боли, боли в животе или усталость без видимых на то причин.
  • Выражение собственной вины; недопущение похвал в свой адрес.

Коррекция суицидального поведения у детей и подростков

Каждая попытка суицида является серьезным поводом, требующим осторожного и соответствующего вмешательства. Как только исчезает непосредственная угроза жизни, принимается решение о необходимости госпитализации. Это решение зависит от равновесия между степенью риска и способностью семьи обеспечить поддержку. Госпитализация (даже в открытую палату в терапевтическом или педиатрическом отделении с отдельным постом наблюдения) является самой надежной формой кратковременной защиты и обычно показана при подозрении на депрессию, психоз или и то, и другое.

Серьезность намерения совершить суицид можно оценить по степени продуманности (например, написание предсмертной записки), использованному методу (огнестрельное оружие более эффективно, чем таблетки), степени причинения себе вреда, а также обстоятельств или немедленных провоцирующих факторов, связанных с попыткой суицида.

Медикаментозное лечение может быть показано при любом расстройстве, лежащем в основе суицидального поведения (например, депрессия, биполярное или импульсивное расстройство, психоз), однако не может предотвратить суицид. На самом деле применение антидепрессантов может повысить риск суицида у некоторых подростков. Следует тщательно контролировать применение препаратов и выдавать их в количествах, не достаточных для летального исхода при одновременном приеме всех таблеток. Обращение к психиатру особенно эффективно, если существует преемственность с врачом первичного звена медицинской помощи. Необходимо восстановить эмоциональное равновесие в семье. Негативная или неподдерживающая реакция родителей является серьезной проблемой и может указывать на необходимость более интенсивного вмешательства, например госпитализации. Если семья проявляет любовь и заботу, наиболее вероятен благоприятный исход.

Профилактика суицидов у детей и подростков

Случаям суицида часто предшествуют изменения поведения (например, подавленность, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, неспособность сконцентрироваться, прогулы уроков, соматические жалобы, суицидальные мысли), что часто приводит ребенка или подростка к врачу. Такие высказывания, как «Я бы хотел, чтобы я никогда не рождался» или «Я бы хотел заснуть и никогда не проснуться», должны восприниматься серьезно как вероятные признаки намерения совершить суицид. Угрозы или попытки суицида представляют важное сообщение о степени отчаяния. Раннее выявление факторов риска, названных выше, может способствовать предотвращению попыток суицида. В ответ на эти ранние признаки, а также при столкновении с угрозой или попыткой суицида, или при вызывающем опасения поведении показано активное вмешательство. Пациентов следует прямо расспросить об их чувствах, неудачах, саморазрушающих переживаниях; такие прямые вопросы могут снизить риск суицида. Врач не должен допускать необоснованного успокаивания, что может разрушить доверие к нему и в дальнейшем снизить самооценку пациента.

Суицидальное поведение: признаки, способы предотвращения

Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем. В разные исторические вехи различные носители культуры выдвигали свои оценочные критерии такого явления. В большинстве случаев (например, в христианстве) самоубийство осуждается и относится к одному из тяжких грехов. Некоторые религии допускали возможность самостоятельного прекращения жизни (принятое ранее в Индии самосожжение вдов).

Какую бы трактовку не имело явление суицида, с теоретической точки зрения самоубийство – крайне опасное, однако предотвращаемое и прогнозируемое явление. Установлено, что самоубийства чаще совершаются в диапазоне от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте – после 70. По статистике, ежегодная смертность вследствие суицида в мире составляет около 1% всех летальных исходов. Мужчины становятся жертвами суицидальных действий в четыре раза чаще, чем женщины. При этом около 73% всех завершенных самоубийств были выполнены представителями европеоидной расы. Установлено, что свыше 90% лиц, умерших вследствие суицида, имели в анамнезе психические патологии, в большинстве случаев – депрессивные состояния.

Хотя на протяжении нескольких столетий проводились многочисленные изучения суицидального поведения в целях дать теоретическое обоснование этому явлению, на сегодня отсутствует единая теория, объясняющая биологическую природу самоубийств. Среди разнообразных концепций можно выделить три основные теории суицида: психопатологическую, психологическую и социологическую.

Суицидальное поведение: признаки

По сути, любое суицидальное поведение можно условно отнести к одной из трех групп: истинный, демонстративный, скрытый вид.

Истинные (подлинные) суицидальные действия, хотя зачастую выглядят неожиданными, никогда не являются спонтанными. Такие попытки – тщательно продуманны и просчитаны до мелочей, им всегда предшествует значительные изменения в мышлении, поведении, высказываниях человека, решившегося на самоубийство. Чистое суицидальное поведение сформировано в результате длительных раздумий о смысле жизни и проявляется в первую очередь депрессивными симптомами: тоскливым настроением, угнетенным состоянием, сформированными идеями самообвинения и самоуничижения, рассуждениями о бессмысленности существования. Стоит отметить, что истинные суицидальные проявления – ярко выражены и затмевают по своей частоте и интенсивности любые иные эмоциональные особенности и черты характера человека. Однако эти сигналы зачастую остаются незамеченными близкими людьми и не расцениваются как веские предупреждающие знаки надвигающейся опасности. Подлинная попытка суицида – это всегда относительно взвешенное (в меру особенностей психики) решение, в верности которого индивид полностью убежден.

Однако большая часть попыток покончить с жизнью относится к демонстративному суицидальному поведению. Намеки окружающим и зачастую явно театральные действия – это своеобразный, хоть и абсолютно нелогичный и неоправданный метод провести диалог с близкими людьми. Как показывают результаты многочисленных исследований, большинство «демонстративных» самоубийц вовсе не хотели и не планировали умереть, а лишь преследовали цель: достучаться и быть услышанными окружающими, привлечь внимание к своим проблемам, «попросить» о необходимой помощи. Этот циничный способ обратить на себя внимание – нестандартный метод шантажа, используемый безвольными людьми, которые не имеют иных средств воздействия либо не умеют их здраво использовать. Такую театральную попытку можно разъяснить как своеобразный приказ-условие: «Сделайте то-то, мне нужно что-то, а не то я повешусь, прыгну с моста, брошусь под машину…». И удавшаяся попытка – это трагическая случайность, катастрофическое фиаско, ведь в намерениях было исключительно припугнуть, чтобы что-то получить. Можно сказать, что главный изъян всех демонстративных самоубийц – отсутствие умения слышать, понимать и вообще воспринимать окружающих, и именно по этой причине конструктивно разрешить проблемы у них не получается.

К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут. Человек с завуалированной формой суицида избирает ни видимые попытки самоубийства, а, иногда – неосознанно, прибегает к так называемой «суицидально обусловленной активности«. Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, рискованный скоростной пилотаж на автомобиле, добровольное участие в военных конфликтах, опасные для жизни путешествия и походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость. Можно утверждать, что «замаскированные» суициденты стремятся ощутить вкус риска и сознательно балансируют по лезвию ножа, причем, чем больше убеждений и уговоров следует в их адрес, тем сильнее и осмысленнее становится их желание. Психотерапевтическое лечение лиц из этой группы – длительное и довольно сложное.

Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях:

Часто возникающие, длительные, эмоционально окрашенные высказывания человека на тему самоубийства, как способа избавления от «тягот» жизни. Например, фразы: «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить».

Сильная озабоченность смертью, как «явлением, дарованным свыше». Чрезмерное увлечение литературой, кинематографом или сектантскими учениями, акцентированным на описании летального исхода и почитании вечного сна.

Поиск средств, которые могут быть применены для совершения суицида, например: колюще-режущих предметов, огнестрельного оружия, медикаментозных препаратов.

Пессимистическая оценка настоящего и будущего, отсутствие надежд на перемены к лучшему, ощущение бесконечной черной полосы. Человек считает себя беспомощным, ни на что не способным, не строит и не предпринимает действенных мер для изменения ситуации, полагая: «Выхода не существует».

Явно выраженный комплекс неполноценности: индивид винит себя за все происходящее, испытывает к себе ненависть и отвращение, стыдится себя, как личность. Частые высказывания: «Я ни на что не годен», «Без меня всем будет лучше».

Меняется уровень социальной активности. У окружающих создается впечатление, что его ничего не интересует, не увлекает. Индивид не может в полном объеме и качественно выполнять привычную деятельность. Он отказывается от увеселительных мероприятий, предпочитая побыть наедине. В состоянии глубокой депрессии даже самые общительные и оптимистичные натуры превращаются в замкнутых, скрытых, апатичных особ. Часто возникает желание: «Оставьте все меня в покое».

У некоторых людей отмечается «избирательная» трудоспособность: они стараются привести в идеальное состояние дела, пытаются как можно быстрее завершить начатые проекты. Некоторые удивляют домочадцев срочным составлением завещания или изменением имеющегося.

Может наблюдаться нехарактерная благотворительная щедрость, когда он начинает раздаривать посторонним людям не только личные вещи, но и дорогостоящие предметы. Это противоестественные пожертвования выступают для суицидента как своеобразный «откуп» за свершаемый грех – самоубийство.

Наряду с тоскливым настроением, могут фиксироваться вспышки необъяснимой агрессии, после которых следует период душевного умиротворения. При пристальном изучении поведения индивида прослеживается его мыслительный процесс, который схематически можно изобразить как цепочку: размышление о бесцельности бытия – метания в поисках решения – выход найден (самоубийство).

Многие лица, раздумывая о суициде в период депрессии, начинают употреблять наркотические вещества или пытаются затмить реальность алкоголем. Хотя наркологи и относят алкоголизм и наркоманию в первичное самостоятельное заболевание, в случае с крайней формой депрессии, эти пагубные пристрастие – лишь орудие для ослабления душевных мук. Суицидент тревожиться, что в здравом уме он не сможет выполнить задуманный акт прекращения жизни, и снимает заслоны сознания с помощью одурманивающих веществ.

Крайне опасный сигнал: неожиданные, несвойственные для человека, звонки или визиты к друзьям, знакомым, родственникам. Индивид пытается построить разговор так, чтобы собеседник ощутил, что с ним прощаются навсегда.

Критическое состояние человека: аллопсихическая дереализация – тягостное чувство нереальности, чуждости, призрачности окружающего мира. Индивид находится в крайне тревожном, возбужденном состоянии. Нередко возникает аутопсихическая дезориентация, человек перестает ориентироваться, понимать собственную личность и деперсонализация – отчуждение от самого я. Могут возникать императивные вербальные галлюцинации в виде голосов, приказывающих совершить какое-то опасное для жизни человека действие.

Для детей и подростков, которые полагают, что другие члены семьи их не понимают, свойственно устраивать побег из дома.

Суицидальное поведение: причины

Особенное внимание необходимо уделять тем лицам, которые в прошлом уже совершали суицидальные попытки, имеют депрессивную или аффективно-лабильную конституцию и страдают психическими патологиями. Исследования Международной Ассоциации Предупреждения Суицида (International Association for Suicide Prevention), проводимые со второй половины прошлого века, показали, что от 20% до 50% жертв свершенных самоубийств делали попытки покончить жизнью в прошлом.

Факторами риска выступают как глобальные государственные проблемы, так и индивидуальные особенности человека, его образ жизни. Основными причинами являются:

  • Генетическая предрасположенность (лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду);
  • Экономическое неблагополучие государства, низкий уровень жизни в семье;
  • Высокий уровень безработицы в стране, невозможность трудоустроиться конкретному индивиду;
  • Потеря близкого родственника;
  • Проблемы в семейных отношениях, воспринимаемые как глобальная катастрофа;
  • Психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте;
  • Вынужденная социальная изоляция индивида;
  • Психические патологии и пограничные состояния;
  • Алкоголизм и наркотическая зависимость;
  • Наличие неизлечимой болезни, хронический болевой синдром;
  • Пережитое сексуальное насилие;
  • Воздействие со стороны других людей или религиозных сект, восхваляющих смерть;
  • Незрелость или дефекты эмоционально-волевой сферы личности.

Суицидальное поведение: диагностика

Любое высказанное вслух упоминание о смерти, либо суицидальные признаки необходимо воспринимать серьезно. Если человек демонстрирует угрозу совершения самоубийства или находится в шаге от свершения такой попытки, следует действовать незамедлительно, разумно и спокойно. Несколько правил, как вести себя с человеком, запланировавшим покончить с жизнью.

Направлять на действие и поощрять мысль о необходимости посещения квалифицированного специалиста: психолога, психотерапевта.

Стараться не оставлять человека в одиночестве, но ни в коем случае не навязывать свои назойливые советы. Необходимо быть поблизости от больного, спрятать из его поля зрения любой предмет, которым можно нанести физический вред, проинспектировать содержимое аптечки.

Нельзя без предписания врача заниматься диагностикой и самолечением суицидентов, рекомендуя выпить разрекламированный препарат. Любой фармакологический препарат обладает спектром побочных действий, и прогнозировать терапевтический ответ на лекарство – прерогатива специалистов. Тем более, нельзя успокаивать больного «спасительными сто граммами». Алкоголь, даже в минимальном количестве, влияет на работу головного мозга, обостряя депрессивные состояния.

Тактика общения с больным – роль внимательного собеседника. Постараться быть самим собой, избегать лицемерия и театральности. Не оценивать и критиковать состояние, а быть терпеливым, непредвзятым, спокойным и уверенным собеседником. Необходимо дать человеку возможность выговориться, внимательно прислушиваясь не только к словам, но и наблюдая за интонацией, жестикуляцией. Постараться выяснить, какие планы на будущее наметил больной, однако не вступать в споры, не пытаться навязать насильно свою точку зрения, высказываниями: «Ты должен жить» и не бросать вызов: «Ты этого не свершишь». Важно переключить мышление возможного самоубийцы с раздумий о смерти на любую позитивную тему. Следует постараться донести до человека, что он небезразличен, необходим и дорог окружающим, что он – достойная, уважаемая личность, что близкие его воспринимают таким, как он есть и готовы помочь разрешить имеющиеся проблемы.

Если суицидальная попытка принимает вид реальной угрозы, необходимо незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи.

Любой, оказавшийся рядом с человеком, решившимся на самоубийства, не должен обвинять себя, что не смог предотвратить развития такого критичного состояния близкого. Никто не может вмешаться в эмоциональную сферу иного человека, лишь компетентная медицинская помощь может предотвратить, приостановить и излечить депрессивные состояния. Виноватых в преждевременной, неестественной кончине, нет (если конечно, человека сознательно и целенаправленно не подтолкнули к такому шагу). В большинстве случаев, суицидальная попытка – личное, осознанное и обдуманное решение человека. Лучшая диагностика крайних депрессивных проявлений – дать возможность каждой личности получить необходимые психологические знания, ощутить право поиска и применения адекватных методов решения проблем, показать ценность и неповторимость человеческой жизни!

Источники:
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/suicidal-behavior
http://infopedia.su/12xb072.html
http://spc-korelichi.schools.by/pages/priznaki-suitsidalnogo-povedenija-u-podrostkov
http://aif.ru/health/life/46704
http://shkola-10.edusite.ru/p101aa1.html
http://depressia.info/suitsidalnoe-povedenie/
http://o-krohe.ru/serdce/tahikardiya/

Ссылка на основную публикацию